… и снова здравствуйте!
Долго думал стоит написать эту небольшую заметку или нет. Тем не менее, решился, поскольку, несмотря и вопреки, ее актуальность крайне важна тем, кто не просто играет на гитаре, а любит свой инструмент так, как люблю его я.
Всё началось достаточно давно. Лет так “… - цать” назад я приобрел достаточно неплохой инструмент, как мне казалось в то время. Хотя, если честно, то, как говорит народная мудрость: “по приходу и расходы”. Безусловно, на тот момент я еще не понимал почему струны находятся высоко над грифом (считал, что просто плохо прижимаю струны и в этом вся хитрость и дело вовсе не в дефектах гитары), почему кромки металлических ладов на грифе гитары со временем стали цеплять, а потом уже рвать кожу на пальцах, почему гриф у гитары изначально немного изогнутый, сродни коромыслу для ведер с водой. В общем, таких “почему” было много, но мне и в голову не приходило, что дело не только во мне, но и непосредственно в самом инструменте несмотря на то, что он был новый и куплен в достаточно именитом магазине.
За годы как-то смерился с этими проблемами пока инструмент не стал плохо строить. Это не лезло уже ни в какие ворота . Долго выбирал через интернет мастера по отзывам и т.д. и т.п. Кто заморачивался с этой темой, тот меня поймет. Кроме того, есть у меня такой таракан, выращенный в домашних условиях, – не терплю, когда мои вещи царапают, бросают, особенно если это касается музыкального инструмента, к которому относишься как к ребенку.
Однако, на тот момент я считал, что мир идеален и не обращал внимание на отдельные негативные отзывы о царапинах и сколах на инструменте, полученных при ремонте гитар у различных мастеров. Мне казалось, что сия учесть меня минует или те, кто пишет отзывы, кривят душой. Как оказалось нет, увы.
Один инструмент – строй мне поправили, но откололи лак на грифе, плюс реальная глубокая царапина на деке. По замечаниям делать что-то пытались, но стало еще хуже и инструмент я забрал фактически испорченным. На звуке это не отражается, но противно, тем более, когда ремонт делается за совсем немалые деньги.
Другой инструмент – отстроили гриф, но в результате на деке образовались две реальных трещины, из-за которых инструмент отличного качества пришлось просто продать за смешные деньги. Почему так вышло – сказать сложно, да и толку от этого нет. Оставлять в мастерской инструмент уже не стал, видя, как гитары валяются штабелями, в мастерской проходной двор и т.д. и т.п. До сих пор очень жалею, что инструмент продал, но экспериментировать с мастерами желания уже не было.
Искать правду – можно, но вопрос в том, что это дело гиблое, да, по сути, неблагодарное. Становиться на криминальный путь и выяснять отношения с рукож..ым мастером смысла не вижу. Я сторонник закона, несмотря ни на что.
Вот такой интересный опыт получил, который навсегда отбил желание обращаться к непонятным мастерам, которые договоренности не исполняют, сроки не соблюдают, инструмент где-то лечат, и обязательно калечат в качестве бесплатного бонуса. Нужно быть реально пофигистом, чтобы не обращать внимание на внешний вид инструмента. Поцарапанный и обшарпанный инструмент может сказать о человеке многое. Это равносильно тому, если вы придете в оперу или на концерт венского оркестра в тренировочных штанах, майке и пляжных тапках. Хотя, сорри, сказал глупость, но я и такое в реальности видел. Правда это было в театре, но я надеюсь, что вы меня поняли.
Возможно, что вы меня поправите и скажите, что есть и нормальные мастера. Даже спорить не буду – конечно есть. Мы не одиноки во вселенной, но экспериментировать с дорогим для моего сердца в прямом и переносном смысле музыкальном инструменте реально не хочется.
В результате сделал для себя вывод: если хочешь сделать что-то хорошо, то сделай это сам. При этом, одного желания чему-то научиться мало, нужен опыт работы с деревом, лаками, красками, уметь думать и анализировать ситуацию и еще много всяко разных свойств, которые нужны для работы.
Таким образом, чуть более года назад я решился на проведение самостоятельных работ в части реставрации и ремонта своих гитар, поскольку надеяться уже не на кого, увы.
Причина была банальная – на двух гитарах премиум класса у меня металлические лады перетерлись струнами фактически чуть больше чем на 50% с 1 по 7 лад, кромки ладов стали царапать пальцы (со временем дерево усыхает и данный дефект требуется откорректировать), анкер несколько деформировал гриф, струны на отдельных ладах стали дребезжать, а где-то были достаточно высоко от ладов, что требовало некоторого усилия для их прижатия.
Полностью с вами, мой читатель, согласен – запустил инструменты, что непозволительно. Однако, учитывая все вышеизложенное, я понимал, что я больше не хочу обращаться непонятно к кому и у меня уже нет больше возможности продавать за бесценок отличный инструмент, поскольку купить новый в современных реалиях фактически нереально. Нет в Питере достойных магазинов, которые содержат инструмент как в Германии в отдельных комнатах при определенной температуре и влажности. Инструменты дорогие, но дрова, а я не печник, увы.
При этом, я вывел для себя рецепт, который и по сей день позволяет получить при ремонтных и реставрационных работах отличное качество:
1. каждая работа требует использование определенного специального инструмента, строго предназначенного для той или иной работы. Да, да, именно специального, а не то, что нашел в кладовке или сарае.
2. Торопиться нужно при ловле блох или в типовых мастерских, когда у тебя нескончаемый поток псевдомузыкантов и им совершенно по барабану что они получат в результате – зато был в мастерской у мастера. Внешне вроде бы что-то сделали, ну и этого вполне достаточно, это круто! А как сделали, это совсем уже другая история.
Нет! Для меня это не круто, это стыдно. Кстати, неоднократно видел, как приносят в чужие мастерские гитары для регулировки анкера. Мастер снимает струны, тем самым расслабляя гриф, и начинает при заказчике крутить анкерный винт с видом знатока. Сказать, что слов нет, это ничего не сказать. Это капец! Гитара после вноса в помещение, особенно после резкой смены температуры, влажности должна сутки отстояться, чтобы адоптироваться к помещению. После этого снимаем или расслабляем струны. Струны имеют свойства при натяжении деформировать гриф. Опять желательно дать гитаре выстояться и только потом есть смысл заняться анкером, ладами и т.п. К сожалению, не все это знают, да и я не знал, пока не стал изучать эту тему. Уверен, что практически все мастера это тоже знают, но это время и, следовательно, деньги от простоя они теряют. А зачем терять деньги, если народ и так “схавает”?!
3. Всякая работа с музыкальным инструментом требует определенного изучения, диагностики причин возникновения той или иной неисправности.
4. При наличии нескольких проблем желательно не браться за все сразу и распыляться, а работать с каждой проблемой по индивидуальному плану. Только тогда возможно достижение результата в работе.
Можно еще долго говорить о теме ремонта и реставрации гитары, однако эта тема бесконечная, да и не будет она всем интересна.
Перехожу к сути, из-за чего вся статья была мной написана.
Как я написал ранее, чуть более года я занимаюсь реставрацией и ремонтом акустических и электроакустических гитар. Сказать, что я делаю всё - будет неправильно. Пока делаю то, что знаю, что изучил на своем практическом опыте и за что мне не стыдно. Как-то так.
Сейчас у меня образовалась временная пауза и я готов взять в работу на январь гитару с проблемами. Цена вопроса будет указана в личном сообщении после вашего запроса. Если нужно сделать гитару за пару дней, то это не ко мне. Делаю в разумные сроки, но качественно. Быстро, на скорую руку - рекомендую Авито – там таких мастеров много, найдете себе по вкусу.
Для особо любознательных – можете задать свой вопрос по гитаре в комментариях или отправить личное сообщение ВКонтакте , и я постараюсь на него ответить, если знаю, если нет, то, увы, фантазии не моя тема.
В заключение вопрос для гитаристов: “А вы знали, что на качество звука влияет материал, из которого изготовлен верхний порожек на гитаре?”
Перечень предлагаемых работ:
1. Косметические работы
· Чистка гитары (деки, обечайки) без реставрации краски/лака
· Обработка воском гитары
2. Струны
· Установка/замена струн без разборки гитары
· Замена “пинов” (колышков) крепления струн на гитаре
3. Гриф
· Подготовка гитары к работе (сборка/разборка, снятие/установка грифа, снятие/установка струн)
· Чистка накладки грифа с пропиткой лимонным маслом
· Отстройка грифа акустической гитары (отстройка съёмного грифа, отстройка прогиба анкера и высоты струн, отстройка мензуры, без шлифовки ладов!)
· Замена колковой системы на однотипные
· Замена колковой системы другого типа
· Установка/замена ориентиров (кружочки) на накладке грифа
· Снятие/установка крепления ремня (пуговица)
4. Порожек
· Подточка верхнего и нижнего порожков с регулировкой высоты струн
· Установка готового порожка пластик, графит, TUSQ
· Установка роликового порожка
· Изготовление и установка верхнего порожка с материалом (кость/пластик/графит)
· Изготовление и установка нижнего порожка с материалом (кость/пластик/графит)
· Латунный порожек с материалом и установкой
5. Лады
· Выравнивание, шлифовка/притирка ладов (делается только после отстройки анкера грифа!). В эти работы входит закатка и торцовка ладов (без полировки ладов)
· Полировка ладов
· Шлифовка накладки грифа без снятия ладовых пластин с сохранением геометрии накладки (в работы входит пропитка грифа лимонным маслом)
· Торцовка ладов (царапают пальцы кромки ладов)
· Замена ладов (съемный гриф, со шлифовкой и выравниванием накладки грифа, с пропиткой накладки грифа маслом) (базовая, без учета стоимости материала ладов)
· Замена ладов (вклеенный гриф, со шлифовкой и выравниванием накладки грифа, с пропиткой накладки грифа маслом) (базовая, без учета стоимости материала ладов)
· При наличии пластикового канта на грифе – надбавка при замене ладов
· Реставрация накладки грифа
6. Ремонтные работы
· Приклейка головы грифа с усилением
· Приклейка каблука (пятки) грифа
· Заделка трещины в деке (без перекраски)
· Выравнивание и подготовка поверхностей под склейку
· Приклейка подставки (бридж)
7. Покраска
· Перелачивание грифа
· Перекраска грифа с перелачиванием
· Перекраска деки
· Перекраска гитары с несъемным грифом
· Восстановление лака, ремонт скола
8. Установка фурнитуры и электроники
· Установка пьезодатчика на акустическую гитару
· Установка темброблока на акустическую гитару
· Изготовление лицевой панели /пикгарда
· Демонтаж старого пикгарда с деки гитары
· Установка нового пикгарда
· Замена гнезда подключения звукоснимателя
· Установка крепления ремня (пуговицы)
9. Новая гитара
- Помощь при покупке инструмента
- Доводка инструмента в части основных параметров
При копировании статьи ссылка на автора обязательно. Все права зарегистрированы.
В заключение немного фото из мастерской автора статьи.
Всем мира и добра!
Будьте здоровы, и, по возможности, счастливы!
Ленинградский автор-исполнитель Игорь Гершман.
С творчеством автора вы можете ознакомиться на его официальной странице ВКонтакте.
Мои контакты для сотрудничества: IGL.SoundStudioRecords@yandex.ru
Если Вам понравилась статья, то буду признателен за поддержку. Палец вверх будет означать, что Вы заинтересованы в продолжении, которое обязательно будет!
Оформить бесплатно подписку на данный информационный канал можно здесь.
#бардовская песня #авторская песня #автор-исполнитель #песни под гитару #песни для души #гитарный мастер #реставрация гитары #ремонт гитары #Игорь Гершман