В живописи все время происходит борьба теплых и холодных от-
тенков, хотя, строго говоря, нет раз навсегда установленных теплых и
холодных красок. В различных условиях один и тот же цвет может при-
обрести разное звучание: иметь то холодный, то теплый оттенок. Все
зависит от цветовых отношений. И светлыми и темными красками ле-
пятся объемы пластических форм, но изменения светлого и темного для
живописца — изменение цветовое.
Еще Леонардо да Винчи заметил, что в природе все связано цве-
товыми отношениями — цвет предмета присущ цвету противостояще-
го ему предмета. Цвет одного предмета влияет на цвет соседних пред-
метов и испытывает влияние цвета своего соседа, Поэтому на опреде-
ленном предмете тени и полутени не просто темные или светлые, а
имеют иной цвет и могут быть теплее, холоднее, краснее, синее, зе-
леноватее и т. д. Но самое замечательное то, что все это цветовое бо-
татство, все разнообразнейшее разложение цвета должно укладываться
в общий локальный цвет и образовывать его единый цельный цветовой
силуэт. Силуэты, в свою очередь, должны сочетаться между собой в гар-
моническое единство и соотноситься с общим красочным строем (цве-
товым тоном) картины.
Вот в портрете Ренуара «Девушка с веером» (рис. 9) тени не прос-
то черные. Каждая тень имеет свой цвет, в то же время родственный це-
лому. В результате тени не дробят общую форму, а сохраняют цель-
ность ее силуэта.
Истинный живописец отличается способностью чувствовать общее
и зависимость от него всего бесконечного разнообразия красок. Для
художника-живописца нет однообразных, как бы малярным способом
покрашенных одним цветом плоскостей. Он видит живую игру оттен-
ков. Но видит их не просто, а в связи с общими отношениями. Все это
очень сложно и достигается талантом и годами опыта.
В этой связи интересно вспомнить хранящийся в Государственном
Эрмитаже в Ленинграде портрет герцогини де Бофор работы англий-
«кого художника Т. Гейнсборо. Здесь во всем звучит голубой цвет, ко-
торый как бы проникает всюду, отбрасывая рефлексы и на лицо, и на
плечи.
Хочется напомнить еще раз, что, хотя пятна света и тени образуют
единый цветовой силуэт, локальный цвет предмета, тем не менее изме-
нения, происходящие в тенях и полутенях, это не просто утемнения за
счет увеличения содержания коричневого или черного цвета, а качест-
венно иные цветовые пятна. Посмотрите автопортрет П. П. Кончалов-
ского в желтой рубашке (рис. 3). Живописец лепит форму не светлым
и темным, а цветом. Особенно важно это понимать при изображении
тени. Тень имеет свой декоративный силуэт, она должна быть про-
зрачной и звучной. В тени все сближено и слито по тону, тень не выно-
сит пестроты. Но ничего не требует такой большой работы, как изобра-
жение тени.
Над тенями нужно работать все время. Чем больше художник к ним
возвращается, тем они становятся глубже и красивее. Об этом писал
Ченнино Ченнини. Недаром и Делакруа говорил, что тот художник,
который напишет хорошо тень — напишет все! Большим мастером леп-
ки живописной формы светом и тенью был Рембрандт (рис. 8; выл. ПИ,
рис. 52).
Великое дело — умение лепить форму цветом. Однако если это
умение ограничивается лепкой ради лепки и дробит силуэты, рушит
композиционную целостность, тогда оно оборачивается дурной сторо-
ной — картина становится, как это ни странно, в общем серой или чер-
ной, несмотря на присутствие многокрасочных и пестрых частей и де
талей.
Композиция цвета — тончайшая вещь. Глубокое владение ее тон-
костями и позволяло великим художникам творить чудеса. Например.
Веласкес сочетал серые, серо-розовые, серо-зеленые, серо-голубые и
черные тона, сдерживая яркие, подчиняя их суровой, строгой гамме, и
при этом добивался величайших живописных эффектов, которые по
праву считаются подлинным живописным волшебством. Стало быть,
многое зависит от цветовых отношений. Конечно, у Веласкеса хорошо
не только это. У него великолепно все: и рисунок, и сама манера пись-
ма — легкая, изящная и очень простая, не говоря уже о шекспировском
проникновении в характер и знании глубины человеческой психологии,
способности к разоблачению сильных мира сего — королей, придвор-
ных, низведении их до шутов человеческой истории и в то же время
умении наделить карликов, шутов, блаженных и несчастных, физически
уродливых людей человеческим достоинством и величием души.
Огромное значение в живописи имеет действие дополнительных
цветов, которые друг друга выявляют, делают звучными и глубокими.
Но разрешение этих живописных задач требует художественного вкуса,
такта, тонкого ощущения цвета, большого практического опыта и зна-
ний законов цветоведения.
Вообще художника на каждом шагу подстерегают трудные задачи,
которые могут сбить с толку и завести в дебри заумного. Но талантли-
вому художнику, полагающемуся на свое внутреннее художественное
чувство и опыт, на полученную школу, удается решать эти задачи про
сто и живо.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.6_-1965г#Попрограммехудучилища#РИСУНОКПЕЙЗАЖА