Рассказываем, каким получился приквел «Майора Грома» и есть ли надежда создать российскую комиксную супергероику.
1 января на «Кинопоиске» вышел приключенческий боевик «Гром: Трудное детство». Это предыстория того самого майора из прошлогоднего хита «Майор Гром: Чумной доктор». Рассказываем, каким получился фильм и есть ли надежда создать российскую комиксную супергероику.
О чем?
Альтернативный Питер, 1990-е. На улицах разруха и разгул преступности. Константин Гром — полицейский и отец-одиночка. Он суров и не стесняется нарушать правила, лишь бы поймать преступника. На этот раз его цель — неуловимый босс преступного мира по имени Анубис. И пока Константин Гром на него охотится, его сын-подросток Игорь ошивается с приятелем где-то за гаражами, пытаясь заработать денег. Гром-младший тоже не против иногда наплевать на правила и соглашается помочь известному журналисту разоблачить верхушку бандитского Питера. Словом, весь в отца.
Красиво, но этого мало
Это уже не первая отечественная попытка создать что-то сравнимое с западными блокбастерами, основанными на комиксах. И тут сразу несколько проблем: комиксы как явление у нас до сих пор только приживаются, и пока это не самый популярный формат; но, что еще важнее, — каноническими считаются все же американские. Комиксы Bubble (создатели Грома) хоть и относительно популярные (в узких кругах), все же сильно копируют аналоги из США. То же самое происходит и с фильмом. Он получился динамичным, ярким, даже стильным и эффектным. Повествование иногда прерывают анимационные вставки в стиле аниме. Все это очень круто. Но этого отчаянно мало, чтобы фильм получился действительно хорошим.
Визуальное решение радует своей современностью и дерзостью. Но в какие-то моменты авторы откровенно заигрались, забыв ,что главное в фильме — все же история. Быстрый клиповый монтаж под конец начинает утомлять, и складывается ощущение, что кто-то украл пульт и остервенело переключает с канала на канал.
Клише на клише
Но главный промах фильма — избыток клише. Конечно, есть определенные законы жанра от которых не уйдешь, и они действительно работают (несмотря на свою допотопность). Но «Гром: Трудное детство» — это просто альманах клише и пыльных стереотипов. Особенно карикатурным кажется Гром-старший — Константин. Коп-плохиш с вечно нахмуренным лбом и томными придыханиям на каждой реплике. Он курит без остановки, машет пистолетом и нарушает все возможные правила, включая законы элементарной безопасности. Разумеется, он идейный — работает за сущие копейки, но все это совсем не важно перед лицом справедливости.
Не лучше выглядят и бандиты. Конечно, эстетика 90-х диктует определенные правила, но все же это словно карнавал в духе малиновых пиджаков. В общем, это именно тот фильм, которого всю жизнь ждал Станислав Барецкий.
После титров, как и положено таким фильмам, будет сцена-затравка на дальнейшее. Останемся без спойлеров: скажем только, что это бледная попытка подражания Джокеру.
И если бы все эти штампы компенсировали сюжетные дыры, то все бы ничего. Этого не случается. Единственное, что действительно прекрасно и захватывает дух — Антон Адасинский в роли эксцентричного жреца Анубиса. 63-летний актер и хореограф создает образ по-настоящему завораживающего злодея — в золотых украшениях и с автоматами наперевес.
На безрыбье
На фоне печальной ситуации в кинопрокате, пока зарубежные блокбастеры российскому зрителю недоступны, такие фильмы как «Гром: Трудное детство» могут действительно впечатлить. Однозначно, это движение в верном направлении. На фоне тех же «Защитников» 2017 года — это просто сверхсветовой рывок. Если Гром продолжит свою жизнь на экранах, то есть все шансы, что он вырастет в большой и проработанный культовый проект.