Найти тему
НЛО

Чем заменят «акулу из Икеи»?

В современных реалиях бирку с надписью «Made in Russia» можно увидеть не часто. Связано ли это со слабой производственной сферой или все же касается моды на все зарубежное – судить не берусь. К большим экономическим встряскам нашей стране, увы, не привыкать. Сфера экономики и рынка много раз была подвержена изменениям, проходила через несколько кризисов - как внутренних, так и глобальных, ударивших по всему миру. На фоне происходящих в Восточной Европе событий 2022 года и огромного количества санкций, введенных зарубежными странами, вопрос импортозамещения, что называется, «встал ребром».

Импортозамещение — это процесс снижения объема импортных товаров через ограничения ввоза или запрет ввоза из других стран (эмбарго) и развитие местного производства.

Стоит отметить, что проблема замещения зарубежных товаров отечественными отнюдь не нова. Первые предпосылки к импортозамещению в России произошли в 2014 году. В этот период против нашей страны западные государства ввели санкции. С 4 августа 2015 года началось создание правительственных комиссий по импортозамещению в России. Было проведено множество политических мероприятий по созданию свода нормативных актов, направленных на государственную поддержку российского производителя. Так в 2014 в силу вступил закон о промышленной политике в РФ, по которому был отменен ряд принципов госзакупок, принятых ранее. Рынок российских товаров получил явное преимущество над зарубежным (ранее были равные условия конкуренции). Однако, это в первую очередь касалось тяжелой промышленности и крупных производственных компаний.

Что же происходит сейчас?

Санкции затронули не только «глубокие» участки экономики (такие как автопромышленность, нефтепромышленность, химическая промышленность, тяжелая промышленность), но и самые бытовые и приземленные, включая компании ресторанов быстрого питания, бренды одежды, информационные и развлекательные платформы в сети, социальные сети, косметическая отрасль, компании по производству мобильных гаджетов и т. д. Это те части огромной экономической системы, которые непосредственно касаются людей, проживающих на территории страны (именно в плане массовости и доступности). Едва ли вы найдете человека, который не сокрушался в речах по поводу блокировки Instagram(признан экстремистской организацией на территории РФ) или не жаловался, что так и не успел купить заветную «акулу из Икеи». В любом случае можно точно сказать, что шутки про работу в МакДональдсе уже не актуальны. Попробуем понять, действительно ли Россия превратится в СССР 2.0 с железным занавесом (о чем так часто пишут в интернет-журнале Maxim[1]) или это все – одна большая, но временная «акция», пугающая российских покупателей.

H&M, Monki, Weekday, Adidas, Puma, Nike, Massimo Dutti, Pull and Bear, Zara, Stradivarius, Bershka, Uniqlo – список довольно большой. Зарубежные бренды одежды нещадно покидают российские торговые центры, а заядлые модники и модницы в шоке – что делать дальше. Здесь стоит вспомнить, что есть и отечественные марки одежды, которые по качеству не уступают зарубежным почти ни в чем. Так, Oodji — это российский бренд, сеть магазинов женской и мужской одежды, обуви и аксессуаров. Sela — тоже одна из марок российских аутфитов, она входит в состав Melon Fashion Group, владеющей также брендами Befree, Zarina и Love Republic. Mossmore, Savage, Incity, Termit – список тоже довольно значительный и мало уступает «санкционному». Здесь возникает другая проблема – российская легкая промышленность в основном закупает материалы в других странах (в частности, тех, которые сейчас настроены отказаться от экспорта в Россию сырья). Но и здесь есть решение. Их легко заменят новые компании из Китая, Турции, Южной Кореи или Вьетнама (которые заслуженно называют «главными «швейными» фабриками мира»).

Давно известно также, что ИКЕА с российского рынка не ушла, а только приостановила деятельность на неопределенный срок (сейчас возобновление работы планируется на конец августа). Только здесь все не так просто, как кажется на первый взгляд. Обратимся к комментариям покупателей ИКЕА, попавшими в магазин в последний день работы (3 марта):

«- В магазине было так много народа, что люди теряли своих детей. Просто поднимали детей в толпе и кричали: «Чей ребенок?». Люди брали всё что можно: шкафы, кухни, стулья, какие-то коробки. Все как с ума сошли. Местами была давка. Я приехала в 4 часа вечера, а уехала в 10, — рассказала екатеринбурженка. — Многих товаров, особенно акционных, не было в наличии. Даже я купила с витрины, оформив уценку, то, что мне было ну очень нужно. На полках просто была пустота, даже набор ножниц или, например, текстиль исчезли» - Алина Валиева, г. Екатеринбург.

Стоит напомнить, что о закрытии ИКЕА в СМИ сообщили в этот же день. А «на полках…» к вечеру уже «…была пустота». И если бы не реальное закрытие магазина 4 марта, все это выглядело бы как черный пиар. Уже не первый раз компании играют на чувствах своих покупателей, так активно реагирующих на понятие «дефицит» (вспомним, как скупали гречку и абсолютно ненужные в нашем бытовом менталитете бумажные полотенца во время пандемии и карантина). В страхе «за последнюю табуретку» люди кинулись скупать товары шведской компании во всех городах страны. При этом в банках в эти дни был зафиксирован резкий рост выдачи потребительских кредитов в России. Это произошло как раз на фоне ажиотажного спроса на товары, в том числе на бытовую технику. Население страны опасается, что скоро эти товары станут недоступными. Стоит ли говорить о выручке, которую получила компания за последние часы до закрытия?

Но и это еще не все. Самое интересное на рынке товаров из ИКЕА происходит сейчас – перепродажа на интернет-платформах - стулья, столы, шкафы, полки и многое другое в розницу, а некоторые компании даже оптом.

Все это рекламируют на Авито, Юле, в социальных сетях (Объявления ВКонтакте) и других площадках. Цена – в два раза выше продажной. Количество объявлений о перепродаже товаров, купленных в ИКЕА до закрытия, в апреле возросло по сравнению с февралем более чем на треть – сообщают в РИА Недвижимость. Ту же информацию дают в пресс-службе «Юлы» и «Объявлений «ВКонтакте»: «За последние два месяца число объявлений о продаже товаров из ИКЕА выросло более чем на треть. В марте-апреле на площадке было размещено около 100 тысяч объявлений. Рост в марте составил 16%, а в апреле количество объявлений выросло на 61%».

Конечно, перепродажа товаров закрытых компаний – совсем не новость на рынке. Но вся эта система выглядит, как минимум, довольно смутно. А любителям мягких игрушек, кажется, придется немного «поджать хвосты».

Ситуация на рынке ресторанов быстрого питания тоже заставляет многих задуматься. Казалось бы – да здравствует здоровый образ жизни и правильное питание. Но и тут все не так просто, потому что аналогов такому бизнесу мирового класса в России просто не оказалось. Конечно, рестораны быстрого питания есть, и не один-два, а довольно много. Вот только в плане цены эти компании совсем не «аналогичны». В последние дни перед закрытием обычный Биг Мак стоил 140 рублей, двойной - 199. А вот стартовые цены на бургеры в других сетях, претендующих на звание отечественного «аналога» Макдоналдсу:

#FARШ - 390 рублей

BB&Burgers - 420 рублей

BlackStarBurger- 425 рублей

Burger Heroes - 480 рублей

Это далеко не весь список претендентов. Здесь стоит упомянуть о новом «российском «Макдоналдсе», который готовит открытие первых точек с новым названием и логотипом уже 12 июня. Станет ли новая компания достойным приемником ушедшей популярной сети ресторанов – до сих пор загадка для любителей фастфуда.

И если у «Мака» уже точно будет замена, то что же касается KFC и Starbucks? Стоит с ними попрощаться навсегда?

Такой «глобальной» работой над заменой этих компаний в России не производится, однако здесь в силу вступили уже региональные точки, активно занимающие позиции закрытых ресторанов. Так, например, в Москве компания Cofix уже занимает освободившиеся позиции Старбакса на рынке. В Краснодаре перспективы ушедшей компании переходят к «OnePrice» - сети кофеин фиксированной цены.

Большинство «санкционных проблем», как мы можем видеть на вышеназванных примерах, свободно разрешаются в экономической структуре российского рынка. Замена есть и она, чаще всего, доступна и качественна; системы поставок сырья разработаны и продуманы; потенциальные и реальные потребители не ущемлены. Однако, есть и другие не менее важные аспекты экономической и информационной сфер, которые, увы, не смогут восполнить отечественные производители.

Это касается в первую очередь цифровизационного способа оплаты покупок товаров и услуг – в первую очередь ApplePay, GooglePay и Android Pay– уже такие прижившиеся системы платежей с помощью телефонов и системы NFC. Неудачные попытки банков сохранить оплату хотя бы российской системой карт «МИР» привели к новым проблемам и санкциям, после чего пользователи платежных систем объявили об отказе и этих путей оплаты.

Попытки ввести аналоги были и продолжаются сейчас. Заменять привычные системы платежей предлагают цифровыми агрегатами MirPay или сервисом SberPayот банка «Сбербанк». Однако, системы приживаются довольно слабо, пользователи предпочитают оплачивать покупки пластиковыми картами – физически. Причина – мнимая сохранность данных (особенно после угроз хакерских группировок снести все банковские системы и вскрыть карты граждан России).

Еще труднее обстоят дела с фармацевтикой. Отечественная фарма пока в достаточно большой степени зависит от зарубежных поставок. Основная проблема с логистикой, а не с поставщиками, так как ковидная пандемия обучила бизнес быстро и гибко реагировать на возможный дефицит и сбой привычных цепочек, а многие зарубежные компании по-прежнему заинтересованы в российском рынке.

На данный момент сложно предсказать, как дальше будет вести себя рыночная система в таких условиях. Это происходит в первую очередь потому, что каждый исход сейчас зависит от хода событий в Восточной Европе. И пока правительство спешно принимает все возможные меры по недопущению кризиса, эксперты делают осторожные прогнозы.

Решением эксперты видят следующие пути: расширение линеек товаров и услуг в бизнесе (в том числе малом и среднем) и производства во всех отраслях. Такой скачок может стать ответом России на диктатуру мирового рынка, от которого сейчас сильно зависит страна (не только наша).

Но не стоит забывать, что такие вопросы, увы, не решаются за неделю или даже две. Система претерпевает изменения годами, а ее качественное развитие требует еще большего внимания и времени. Здесь же стоит сказать и о том, что развитие это напрямую зависит от платежеспособности потенциального потребителя нового товара. Именно поэтому, для того чтобы система заработала, общий уровень жизни в стране должен быть высок. Это тот самый случай, когда модернизация должна начаться внутри государства, пусть и под чудовищным влиянием внешних факторов.

Тем временем власти продолжают успокаивать граждан, утверждая, что кризиса не будет, а нынешнее положение дел – временное помутнение в системе, которое исправится в ближайшем будущем:

«- Ситуация, на самом деле, не критичная. Да, на некоторое время полки опустеют. Но это ненадолго. Быстрее всего восстановится то, чьи аналоги можно произвести в России. Чуть дольше будет длиться процесс замены ушедших товаров такими аналогами из стран, не поддержавших санкции. Остальное завезем в обход через третьи страны, но с дополнительными издержками по логистике и организации платежей. Плюс из-за скачка валюты часть товаров сильно подорожает и станет менее доступна большинству населения» - такой комментарий дает финансовый аналитик Владимир Левченко в интервью с Комсомольской Правдой.

Во многом благодаря «импортозамещающим» системам, выработанным в 2014 году, сейчас санкции действительно ощущаются не так явно. Созданные в тот период планы действий на рынке товаров и услуг, производства, во многом актуальны и сейчас. Этим активно пользуется российский средний бизнес. Можно сказать, что эти санкции для государства сыграли даже больше положительную роль – так Россия избавляется от зависимости от обязательных экономических отношений с недружественными странами и обретает самобытность и внутреннее единство экономики (и не только). Остается лишь надеяться, что это не затянется на долго, а новым «управленцам» не будет чуждо понятие совести и чести. Тогда «акула из ИКЕА» станет немного ближе к Вашим рукам.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Александр, Снова в строю с новым графиком: когда откроется ИКЕА летом 2022 года, где уже открываются магазины – самые последние новости на сегодня / юридическая газета Еженедельная – 01.06.2022 – URL: https://yur-gazeta.ru/ekonomika/snova-v-stroyu-s-novym-grafikom-kogda-otkroetsya-ikea-letom-2022-goda-gde-uzhe-otkryvayutsya-magaziny-samye-poslednie-novosti-na-segodnya.html(дата обращения: 04.06.2022).

2. Бочаров О., Как мы выживем в новой России и чем это будет отличаться от СССР / Сетевое издание MAXIM – 01.03.2022 – URL: https://www.maximonline.ru/guide/kak-my-vyzhivem-v-novoi-rossii-i-chem-eto-budet-otlichatsya-ot-sssr-id718113/(дата обращения: 02.06.2022).

3. Васильев А., Из России ушли Google Pay и Apple Pay. Рассказываем, какие сервисы могут их заменить / Информационно-аналитическое финансовое издание «Банки Сегодня» – 03.2022, №064 – URL: https://bankstoday.net/last-articles/iz-rossii-ushli-google-pay-i-apple-pay-rasskazyvaem-kakie-servisy-mogut-ih-zamenit (дата обращения: 04.06.2022).

4. Наружный В. Е., Оболенская Ю. А., Титов В. А., Импортозамещение в России: исторический опыт и текущие перспективы / Управленческое консультирование – 2019, №11 (131) – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/importozameschenie-v-rossii-istoricheskiy-opyt-i-tekuschie-perspektivy (дата обращения: 04.06.2022).

5. Решетило Т.В., Импортозамещение в России: проблемы и перспективы / Вестник ТИУиЭ – 2016, №2 (24) – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/importozameschenie-v-rossii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 02.06.2022).

6. Тулянкина Е., Теперь сами: импортозамещение в России 2022 / Блог Екатерины Тулянкиной – 21.03.2022 – URL: https://faros.media/articles/teper-sami-importozameshchenie-v-rossii-2022/ (дата обращения: 03.06.2022).

[1] Maxim, Как мы выживем в новой России и чем это будет отличаться от СССР, URL: - https://www.maximonline.ru/guide/kak-my-vyzhivem-v-novoi-rossii-i-chem-eto-budet-otlichatsya-ot-sssr-id718113/