Найти тему
НЛО

Еще не до СМИ

Современная система образования, как мы с Вами уже хорошо знаем, нуждается в реформах. Свидетельство этому – уровень образования современной молодежи. Не берусь судить в цифрах об этом факторе, но уверена, что статистика только подтвердила бы это суждение.

Так или иначе, существует множество пробоев в этой системе, на которые стоит обратить свое внимание. А что еще более важно – внимание самих детей и подростков.

Одним из таких заметных пробоев (особенно в нынешней политико-экономической ситуации) является обучение медиа-грамотности. В своей статье ранее я говорила об опасности ложного массового информирования аудитории через СМИ и феномен «фейка». Эта же проблема касается и детей. Массовая информация не щадит никого.

«Массовая информация - один из неотъемлемых феноменов современного общества, который вошел в повседневное использование людьми разных возрастов и слоев. Слова "массовая, масса, массивность" несут за собой значение чего-то большого, колоссального, значительного, а именно в нашем случае большого распространения информации. Это значит, что массовая информация имеет общедоступный и общезначимый характер»[1].

Нет еще такого механизма, который позволил бы не видеть детям всего, что показывают в телевизоре или в рекламе перед их любимым детским мультиком в сети. Конечно, система рейтингов хорошо работает, например, в институте кинематографии. Но на деле, когда родители оставляют включенным телевизор и уходят по своим «взрослым» делам, дети наблюдают «картинку» в полной мере. А когда заходят в интернет, несмотря на существующие «kids»-ограничения, все равно натыкаются на политическую или какую-либо другую рекламу, которая может на долго занять их уязвимые умы.

Как часто, услышав от пятилетнего малыша бранное выражение вы понимаете, что ребенок явно не услышал это на улице или от сверстников? Подобные высказывания часто позволяют себе, например, стенд-ап комики на ТНТ, или участники реалити на СТС. Мне однажды племянница (12 лет) сказала, что партия ЛДПР расшифровывается как «лучшие друзья президента России», потому что, внимание, «так ведущий сказал». Вот это, конечно, политическое просвещение.

«Так сказал ведущий» - тоже очень занимательная вещь. Лидеры мнений в наше время оказывают просто неопределимое влияние на умы детей. Зачастую, это, конечно, блогеры. Так называемые себя «гражданские журналисты». В период моего детства тоже были такие люди: ИванГай, Николай Соболев, Катя Клэп, Саша Спилберг. Едва ли эти имена знакомы сейчас Вашим детям. Это связано, в первую очередь, с развитием иных платформ информирования и быстрой потерей интереса к героям. Популярная в последние годы платформа TikTok занимает умы детей (не будем скрывать, и многих взрослых) намного эффективнее. Контингент блогеров этой сети необъятен. Их разнообразие поражает воображение. От механиков до священников церкви, от политиков и юристов до бьюти-блогеров. Это доказывает, как быстро меняются эти личности на «рынке гражданской журналистики». А то, что не долговечно, как мы все знаем, не имеет достаточной ценности. Эти и другие блогеры позволяют себе неаккуратно высказываться по поводу любых, интересующих их, сфер, включая политику, экономику, часто культуру. Конечно, есть и довольно собранные и достойные внимания блоги. Но их процент гораздо меньше. В связи с этим образование медиа-грамотности не просто необходимо, оно крайне требуется во введении в ближайшие сроки.

Проблема влияния СМИ на возрастную категорию от 8 до 15 – острая и актуальная. Это период формирования личности, более активной социализации человека в обществе, приобретения своей системы ценностей. Позволяя ребенку смотреть мультфильмы, родители перестают контролировать последующие действия детей, а те, кто, в свою очередь, переключает каналы, могут наткнуться на программы, показывающие сцены насилия, убийств, самоубийств, непристойных сцен и т. д. Согласно исследованию, проведенному американскими психологами, было подсчитано, что подростки в возрасте двенадцати лет посещают 100 тысяч сцен насилия и убийств по телевидению. Здесь как-никогда становится актуальна мамина фраза: «это все из-за твоих интернетов». Ведь, согласно тем же исследованиям, часто в этом кроется причина изменения психики человека, который подвергается влиянию этих сцен. Ребенок, еще не способный различить, что хорошо, а что плохо, воспринимает неоцененную родителями или другими доверительными ему людьми, информацию за чистую монету. Складывается свое «хорошо» и свое «плохо», т. е. своя система моральных ценностей. А принятую и установленную систему довольно сложно поколебать. Проще говоря, вот где кроются корни терроризма.

Конечно, это все очень утрировано и гиперболизировано. Ведь не идет же каждый первый или второй ребенок убивать или обижать кого-то после просмотра сюжета новостей или отрывка фильма, содержащий насилие. Однако, определенная доля влияния все же есть (здесь можно привести в пример исследование канадского психолога А.Бандура, в результате которого все испытуемые дети повторяли поведение актера, проявляя агрессию во время игры после просмотра отрывка из фильма).

Такие виды СМИ, как радио и печать сейчас оказывают на детей наименьшее влияние. Причины на поверхности – дети их просто не используют. Едва ли кто-то видел человека, условно до 20 лет, с газетой в руках или радиоканалом в наушниках. Это может быть глянцевый или рекламный журнал, в которых лидеры мнений хоть и оказывают влияние, но не так критично, как на телевидении и в Интернете. Сложно дать этому явлению однозначную оценку. Несмотря на то, что контент в печатных изданиях зачастую качественнее и достовернее (по крайней мере, так было принято считать до определенного времени), количество разноплановых и зачастую полярных по идеологии изданий с каждым днем все возрастает. А, как мы уже поняли, фильтровать информацию – явно не в принципах и позициях современной молодежи с преобладающим клиповым мышлением. «Краткость – сестра таланта» - как же актуален сейчас А. П. Чехов для молодого поколения.

Вернемся все же к влиянию. Мы учли такие факторы, как сфера блогеров, телевидение, интернет, печать и радио. Еще одним новым видом (спорно и дискуссионно причисляемым к видам СМИ, а точнее приемнику радиовещания) предоставления информации в массы стали подкасты. «Подкаст — это эпизодическая серия цифровых аудио-или видеофайлов, которые пользователь может загрузить на личное устройство для прослушивания в любое удобное для него время». Все более набирающие популярность аудио-наборы обладают на данный момент качественным отличием. Информация, предоставляемая в них, обладает аналитическим оттенком. Часто вещание происходит в формате интервью или комментирования, а также в формате образовательных семинаров. Тем более они отличаются от других видов СМИ тем, что сейчас основная их аудитория – как раз молодежь и подростки от 12 до 18 лет. В среднем длительность подкаста от 15 до 40 минут. Почему же тогда подросток не желает потратить время на чтение статьи или фильтрацию контента на ТВ?

Все же вернемся к феномену клипового мышления. Оно, как можно понять даже из названия, строится на восприятии именно зрительном, когда человеку важно быстро просмотреть картинки, быстро уловить текст и пойти дальше. Бешеные ритмы современной жизни не позволяют углубиться в теорию. Это требует огромных временных затрат, которые ритм современного города просто не может себе позволить. Однако, слуховое восприятие работает иначе. Оно позволяет совершать зачастую два дела одновременно. Так, направляясь в университет или даже делая бытовые дела по дому, надев наушники, можно с легкостью поглощать информацию, не тратя свое время исключительно на это.

Пока сложно сказать об эффективности данного метода. Но, учитывая рост его популярности, стоит задуматься о том, что и в этом виде предоставления информации скоро потребуется жесткая фильтрация.

Итак, современный ребенок не чужд информации. Как раз наоборот, получая ее отовсюду (и, к сожалению, не всегда в правильной качественной составляющей) он формирует свою систему ценностей, отличную от любой другой. СМИ в этом плане играют основополагающую роль, выступая в качестве специфического социализатора человека. Однако, система СМИ не подстроена под это и не готова оказывать должное влияние на умы подростков. Взрослые фильтруют информацию самостоятельною Детям же это недоступно.

Такие виды СМИ, как радио и печать, оказывают наименьшее влияние на умы детей и подростков в то время, как телевидение, Интернет и система подкастинга становятся инструментами управления уязвимыми умами. Зачастую эти виды СМИ специально используют в качестве рычага пропаганды. Взрослые точно знают, кто двигает революцию, и умело пользуются всеми возможными способами реализовать личные планы.

Именно поэтому так важно ввести в современные образовательные системы курсы медиа-безопасности. На это также стоит обратить внимание родителей и системы СМИ в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Довженко Ю.А., Гомозова Е.А., Влияние массовой информации на психику ребенка // Скиф. 2019. №5-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-massovoy-informatsii-na-psihiku-rebenka (дата обращения: 14.05.2022).

[1] Довженко Ю.А., Гомозова Е.А., Влияние массовой информации на психику ребенка // Скиф. 2019. №5-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-massovoy-informatsii-na-psihiku-rebenka