Найти тему

Повесть Машины и люди. Историческая справка о Новосибирском Автомобильном транспорте.

Новониколаевск в конце 1919 года отряхнул с себя обломки самодержавия и пытался стереть из памяти ужасы контрразведки Правителя России Колчака, жестокость интервентов; чехов, поляков, венгров и прочих иностранцев. * Шёл 1920 год. Командир 51 дивизии Блюхер Василий Константинович уже отбыл со своей дивизией воевать с бароном Врангелем. Но беспокойство своё о состоянии города так и не оставил. Уже в пути он прислал письмо в отдел Новониколаевского коммунального отдела городского хозяйства. Из оставленных им для городских нужд трёхсот лошадей он решил передать их в службы транспортных обозов. Ассенизационный обоз получал 160 лошадей. Дровяной обоз вполне мог обойтись сорока лошадьми. Для перевозки чистой воды в водовозный обоз достаточно и 25 лошадей. Пожарный получал тридцать пять и похоронный сорок лошадей. * Письмо это зачитали на заседании горисполкома. Всем присутствующим было приятно, что комдив проявляет беспокойство о работе городского хозяйства. * Горожане помнили о деятельности и организационных способностей Блюхера В.К. * После освобождения города от армии Колчака командующий третьей армии Эйхе, попросил Фрунзе откомандировать раненого комдива Блюхера в Новониколаевск и назначить его начальником гарнизона. * Василий Константинович прибыл в город в кавалерийской шинели и в остроконечной будёновке. Первым делом через час прибытия, вышел его первый приказ убрать с городских улиц трупы людей и от брошенного оружия, и незамедлительно копать траншеи для захоронения погибших. На другой день начали строить санитарные бараки, и помещать туда больных тифом. На улицах были устроены полевые кухни и всех желающих стали кормить горячей едой. По городу стали возить дрова и бесплатно раздавать горожанам. Для прекращения распространения эпидемии решено было белить известью внутренние помещения жилых домов. Известь развозили по городу и выдавали всем желающим. Городские бани работали бесплатно. * Чтобы прекратить грабежи населения по городу ночью ходили вооружённые патрули. Изъяли оружие у населения. * К весне 1920 года эпидемия тифа в городе прекратилась. Город начал жить обычной жизнью. Военное положение отменили, и Блюхер посчитал нужным оставить пост начальника гарнизона. * Советские власти начали налаживать мирную жизнь в городе. Для перевозки грузов поступающих по железной дороге и по реке Оби повсеместно использовали гужевой транспорт. Из Крыма осенью пришло хорошее известие, барон Врангель разбит, и полуостров полностью освобождён. С пролетарским приветом комдив Блюхер. * В город стали поступать автомобили. Уже в 1923 году появился первый автобус. Знаменательная дата начала работы и установление Советской власти. Ходил этот красивый и пахнущий бензином автомобиль по маршруту Вокзал – базар – Закаменский район. Перевозил он двенадцать человек пассажиров. Правда, переделан он был из грузовика, но это был определённый прорыв губкоммунотдела. Частные извозчики сбивали цены. Хотя прокатиться на автомобиле людям было интересно, не смотря на довольно большую цену в десять рублей. * Председатель Народного Комиссариата В. И. Ленин проявлял заботу особенно для таких быстро растущих городов с революционно настроенным населением. И уже в следующие года город Новониколаевск стал получать автомобили и грузовые, и легковые. * Автомобильный транспорт нуждался в хороших дорогах. А к 1925 году мощённых камнем дорог было всего 10, а остальные 190 километров улиц имели грунтовое покрытие. О чём и сообщала большевистская газета «Советская Сибирь». Статьи с критикой в те времена воспринимались позитивно. Считая это одной из борьбы против отсталости и расхлябанности. Автопромторг занялся улучшением дорог. Всем было ясно, качество дорог отрицательно сказывается на техническом состоянии автомобилей. Да и машины к тому времени были довольно слабыми в отношении длительности пробега без ремонта. * Новая Экономическая политика большевиков привела к некой стабильности в стране. Бюджет государства начал пополняться пока за счёт налогов и сборов. Новониколаевские извозчики платили в казну установленную сумму денег, дающее право заниматься перевозкой людей. Один из нэпманов некий Соловьев Н.В. организовал первый таксомоторный маршрут на автомашине «Форд». Только сошёл снег, и высохли дороги, по улицам города уже курсировали 13 автобусов. Три муниципальных и десять частных автобусов. Горожане с удовольствием пользовались услугами транспорта. Город рос не по дням, а по часам. Завод «Труд» ещё со старым дореволюционным директором с каждым годом увеличивал производство. Ценили рабочие специалистов и выбирали их своими руководителями. * 1925 год ещё ознаменовался организацией «Союзтранса». Предприятие имело двести лошадей и могло перевезти до пятисот тонн груза в день. Лошадей держали в тёплой конюшне и заранее заготовили овёс и сено. Благодаря расторопности директора Поленкова Николая Петровича. * Из центра города Москва в 1926 году поступили автомобили марки «Форд», «Фиат», «Гочкис» и «Вомаг» в количестве шести транспортных единиц. Они были направлены на усиление автобусного маршрута по улице Александровской вплоть до конечной остановки Дальний базар. Рыночные отношения всё более преобладали в деловой жизни Новосибирска. * Вместе с тем же власти стали проявлять внимание к безопасности движения автомашин. В первую очередь это нововведение коснулось пешеходов. Им запрещалось ходить по проезжей части дороги. Для этого были построены тротуары с деревянными настилами. Скорость автомобилей ограничили до 26 км/час. Велосипедистам разрешили движение не более 15 км/час. * Для упорядочения гужевого транспорта и народного контроля над этим важным во всех отношениях звена. Связующего все отрасли Советского хозяйства в 1927 году. Создали единое предприятие. Под названием «Ямщицкий окружной двор Совгоньбы». В Совнархозе имели представление, что такое транспорт. И первым делом надо взять его в свои руки. Ввести единые расценки и обеспечить пролетарских возчиков социальными гарантиями и полномерной защитой государства на всех уровнях. * В том 27 году через десять лет после установлении Советской власти, Московский завод «Спартак» порадовал россиян первыми автомобилями. После разрухи и потрясений Российской земли завод начал собирать автомашины НАМИ - 1 по проекту К. Шарапова. Развивать своё производство было важно во всех отношениях. Не надо было тратить валюту. Не работать на вооружение и развитие производственных отраслей других государств. А главное предоставление рабочих мест своим гражданам и получение денег на развитие инфраструктуры. То есть постройка больниц, школ, детских садов, спортивных комплексов и улучшение жилищных условий для трудящихся пролетариев. * Развитию производственных мощностей действительно стали придавать стратегическое значение. Уже в 1928 году завод АМО отправляет в Новосибирск пять автобусов без кузовов. Новые автомобили приняли на станции Алтайка. Красивые машины пахнущие свежей краской притянули горожан. Тут же у платформы собрался стихийный митинг. Люди были одеты в простые холщёвые одежды и крепкие смазанные дёгтем сапоги. Но видимо, чтобы не быть простой серой массой. Общество представляли грузчики, одетые в чёрные, синие и красные просторные шаровары затянутые внизу ремешками. Тут же присутствовали милиционеры в белоснежных кителях, для поддержания порядка. И представители железнодорожной станции в чёрной униформе, рабочие в синих блузах. Не отставали и женщины в цветастых ситцевых платьицах получившие свои равноправные права ещё в Февральскую революцию. Ну, а как обойтись без ребятни. Они всегда впереди в красных галстуках, ученики школы № 1. Пару слов сказал секретарь ВКП (б) Закаменского района. И под рукоплескания людей шофера в кожаных куртках с алыми бантами на груди повели автомашины. А первый путь по Сибирской Советской земле начали по улице Большевистская. И след свой они оставляли автошинами выпущенными на отечественных заводах. Колонна автомашин проследовала в мастерские Автопроыторга. Здесь к ним стали готовить автобусные кузова. Местные умельцы сработали вполне комфортабельные автобусные салоны. От пассажиров даже порой приходили лестные отзывы об удобстве и приятном время провождении во время поездки. Что и говорить страна, сбросив царское ярмо и вдохнув воздух свободы, самоотверженно трудилась и радовалась своим успехам. * Число автобусов в Новосибирске с каждым годом росло. Уже 1929 году оно составило солидный парк из сорока автобусов, и было приятно сознавать, что 11 машин были советского производства с гордой маркой АМО - Ф - 15. Пролетарии учились и познавали новую самую современную технику. В эти времена мы без всякого зазнайства опережали страны капитала в индустриализации государства и темпах роста строительства заводов и фабрик. * Тот же знаменитый завод «Спартак» уже к тридцатым годам выпустил 400 автомобилей ручной сборки. Силы производственные были на уровне, а вот с комплектующих деталей пока явно не хватало. Директору и служащим завода приходилось идти на все возможные, ухищрения, для бесперебойной работы предприятия. Времена были ещё довольно тяжёлые и тревожные. Не дружественные страны всячески мешали нормальному товарообмену. * В 1932 году Нижний Новгород порадовал страну и выпустил на дороги нашей Родины грузовик «НАЗ - АА». После переименования города марка автомобилей стала звучать ГАЗ. В этом же году в Новосибирске произошли объединения транспорта ведомственных хозяйств и контора «Союзтранс» стала называться Автогужтрест. В тресте значительно увеличилось количество лошадей, стало свыше 250 голов. И самое основное в этом объединении стали составлять более двадцати автомобилей. В таком большом хозяйстве повысились основные требования по работе с заводами и фабриками. Приходилось держать свою марку и оказывать вместе с тем услуги населению города. Заготавливался фураж для лошадей в летнее время. На территории конюшен была организованна круглосуточная охрана. Увеличение парка автомобилей потребовало строительство собственной заправки топливом и смазочными материалами. * Тресту всё более увеличивали поставку автомобилей, и настало время его переподчинения краевому руководству. И вместе с этим он был переименован в Западно - Сибирский краевой трест. * В 1937 году образованна Новосибирская область с областным центром в городе Новосибирске. Произошли дальнейшие изменения в переподчинении транспорта. * На улицах города появились первые легко моторы. Горьковский завод отправил в 1938 году в город семь легковушек марки ГАЗ - М - 1. В народе их прозвали «эмки». * На одном из выступлений Сталина И.В. прозвучали слова, - каждому трудящемуся человеку необходимо иметь добротный костюм.- * После войны с белофиннами и множественными инцидентами с японцами в 1939 году было принято решение об организации Народного Комиссариата автомобильного транспорта РСФСР. Для централизованного руководства транспортом и обслуживания, предприятий народного хозяйства. В связи с этим организованно Новосибирское областное управление автомобильного транспорта, подчиненное НКАТ РСФСР. * Во время войны, несмотря на нужды фронта, правительство выделяло городу автомобили. Тыл просто не мог существовать без автомобилей большой грузоподъёмности. * К 1944 году эвакуированные заводы работали на полную мощность. Настала необходимость в организации треста «Авторазгрузжелдорэнс». Для более эффективной связи железнодорожного и автомобильного транспорта. * После окончания войны народное хозяйство стало переходить к мирным условиям труда, в связи с отменой многих карательных мер. Хотя остались некоторые распоряжения. Допустим пленным, не разрешалось покидать пределы города без особого разрешения. * Продолжалось дорожное строительство. Многие улицы города были уложены камнем. Твёрдое покрытие дорог было необходимо для сохранения технического состояния автомобилей. На дорогах в те времена разрешалось сигналить. Когда начинался рабочий день, то он ознаменовался автомобильными сигналами и весёлым перезвоном трамваев. Трамваи ходили по однопутной колее и разъезжались на специальных площадках. * Уже в 1946 году произошло разграничение железнодорожного и автомобильного транспорта. После раздела подчиненности по отраслям. Появился Новосибирский трест автомобильного транспорта. В этом же году трест пополнился новыми автомобилями Газ - 51. * Через год на базе автомобиля Газ - 51 установлены специальные кузова с тентами. И были организованы грузовые таксоперевозки. * В 1953 году в связи с увеличением автомобильного транспорта в Новосибирской области возник «Облавтотрест». Руководителем треста был назначен Брайко Н.П.. Под его началом было 125 грузовых автомобилей. Имелось 28 автобусов, 20 легковых такси марки «Победа» и 12 грузовых такси. * В правительстве страны произошли изменения в руководящем составе. После Сталина, его место занял Маленков. В скором времени пришёл новый лидер КПСС Никита Сергеевич Хрущёв. Он впервые обратил внимание на бытовые условия трудящихся. Во время его правления людям из бедных лачуг стали предоставлять бесплатное жильё в многоэтажных домах. Развернулось широкомасштабное строительство. Резко возросла необходимость в транспортном обслуживании строящихся объектов. * В то же время возникла острая необходимость в квалифицированных кадрах Автомобильного транспорта. Внедрялась Научная Организация Труда (НОТ) и это напрямую стало необходимо в сфере транспорта. Очень действенно зарекомендовал себя математический метод организации перевозок, грузовым и пассажирским транспортом. * Поэтому поводу было принято решение перепрофеллировать Индустриальный техникум, созданный в 1952 году. Сначала в Механико – технологический, а затем Новосибирский Автотранспортный техникум в 1966 году. Директором техникума был назначен Егоров Пётр Алексеевич в 1960 году. В техникуме преподавали заслуженные учителя, такие как Майя Ильинишна Шустер и другие. * В 1956 году в составе «Облавтотреста» находилось почти полтысячи машин. Довольно серьёзная транспортная сила. В целях научной организации работы транспорта и единого руководства в трест передали автомобили 19 авторот в количестве 950 машин. Брайко Н.П. пришлось пересмотреть штатное расписание и уменьшить число служащих. Это диктовала экономическая сторона работы транспорта. И возможность предъявления уменьшения оплаты за работу автомобилей в сторонних организациях. Точнее говоря, произошла реформа в работе с клиентурой треста. * В 1957 году полетели первые ракеты в космос. А для треста правительство выделило новый грузовой транспорт. В том числе по маркам; Зил 164, Зил 585, Газ 51. И того в тресте заработало 1700 автомобилей. * Новый 1958 год ознаменовался увеличением транспорта треста. И затем превращения его из треста в Новосибирское Областное управления Министерства Автомобильного транспорта и шоссейных дорог. * Четыреста легковых автомобилей получило управление в 1959 году. Это очень помогло разгрузить работу пассажирского транспорта. * Парк автомобилей с каждым годом увеличивался и к 1960 году достиг 2500 автомобилей. И этой громадной силой бессменный руководитель Брайко Н.П. * 1967год отметился новым изменением названия транспорта в Новосибирске. И управление стало именоваться «Западно - Сибирское Территориальное Транспортное управление. Начальником управления в 1971 году был назначен Ерышев Николай Ильич, а его заместителем по грузовым перевозкам Брайко Николай Петрович. Управление работало на народное хозяйство, среди его руководителей заметно выделялся Батаев Владимир Дмитриевич. Обкомом профсоюзов транспортников умело руководил Немцов А.В. Профсоюзы, играли, заметную роль в общественной жизни управления, и его более пятидесяти подразделений. И уже в восьмидесятые годы число работников ЗСТТУ достигло 22500 человек из них 12660 водителей. * Одним из лучших предприятий была военизированная Автоколонна № 1231. Этим предприятием руководил Калинин Михаил Егорович. Очень чуткий и грамотный специалист автомобильного транспорта. До его вступления в должность директора, предприятие за глаза в народе прозвали «дикая дивизия». Михаил Егорович поднял трудовую дисциплину, построил тёплую ремонтную мастерскую вместе с её начальником Коровниковым М.М.. * Начальником эксплуатации был Плотников Б.Д., он умело распределял автомобили по клиентуре предприятия. Общественными делами заведовал председатель месткома Алдабаев А.М.. Секретарём партийной организации был Сундуков Григорий Викторович. * Благодаря слаженной работе всех подразделений предприятия и общественных организаций Автоколонны № 1231 ей присвоили звание «Почётное автотранспортное предприятие». * В условиях государственного капитализма второй республики. Объединение грузового и легкового автотранспорта произведено было, из экономической целесообразности. Проще было выполнять ремонтные работы. Организовать централизованную поставку и обеспечение предприятий горюче смазочными материалами. Внедрение централизованного управления. Установление прочных связей между министерствами разных хозяйственных направлений. * Вот такую работу выполняло Новосибирское автомобильное управление.