…Друг героя - быстроногий конь лихой,
Честь героя - закалённый меч стальной…
Из кумыкских песен. Песни горцев 1990.
… На конях, бегущих быстрее дичи,
На конях, грызущих зубами удила,
На черкесских седлах скакать решили,
Прицепили к седлам андийские бурки,
Прицепили к сёдлам древки прямые,
Чтобы развевались вольные стяги…
Так пошла на битву дружина …
Сражение с Надир-Шахом. Песни горцев. 1990.
Человек приручил лошадь на рубеже 5-4 тысячелетий до нашей эры. Завоевательные походы и набеги народов-«кентавров» распространили преимущество, а с ним и культ боевого коня по всей известной ойкумене во 3-2 тысячелетий до нашей эры.
Дагестанские археологи относят появление в Дагестане коневодства, как отрасли, к периоду среднего бронзового века (середина 3 – середина 2 тысячелетия до н.э.), когда в Приморский Дагестан проникают степняки – подвижные скотоводы (первые кочевники), вероятно, индоиранские племена, с территории Предкавказья и южнорусских степей. Яркими иллюстрациями тому, являются наскальные писаницы Чуван-Хвараб-Нохо, бронзовая фигурка жерёбёнка из Гигатли (относимые к 1-му тысячелетию до нашей эры). и бронзовая фигурка «Всадницы с косой» середины 1-го тысячелетия нашей эры. Вероятно, ко 2 тыс. до н.э. могут относиться некоторые наиболее ранние наскальные рисунки с изображением коня, известные в равнинном и предгорном Дагестане (около Буйнакска, Капчугая и др.). К этому времени относится и погребение с повозкой, исследованное в 1980-х гг. дагестанским археологом В.М. Котович около с. Утамыш. Но нужно сказать, что модели повозок, точнее находки глиняных колесиков от них известны и в памятниках раннебронзового века Дагестана, возраст которых составляет около 4,5-5 тыс. лет.
В 1 тыс. до н.э. на территории Дагестана складывается и распространяется культ коня, который нашел отражение в немалочисленных бронзовых статуэтках, в сопровождающих конских захоронениях. В дальнейшем с ростом социального неравенства, выделением всадничества, усилением роли войны в жизни общества этот культ упрочивается. Об этом свидетельствуют не только данные археологии, но и отголоски реликтовых обрядов, связанных с высоким почитанием коня и зафиксированные этнографами. Различные источники дают основания полагать, что лошадь использовалась для верховой езды, в колесницах, в повозках.
Эпоха средней и поздней бронзы, а также раннего железного века – время бурного развития различных военных технологий, эпоха выделения из общин социального слоя «всадников», «конязей». Незанятые ежедневным трудом в полях и стадах, отдававшие время тренировкам с оружием и тренингу коней, эти люди были способны силой оружия защитить, силой того же оружия требовать подчинения себе, силой оружия жестоко наказать за неподчинение. Наиболее уважаемым оружием этого слоя становится, «поединковое» оружие – короткий меч (и только спустя тысячелетия в период раннего средневековья появляются изогнутые сабли). Атрибутов всадника было и копьё. Копьё со знаком дружины или личным знаком вождя символически превращается в «статусное» оружие. Особенно славились владением копьем сарматы, которые появляются на Северном Кавказе в 3 веке до н.э. Они же принесли сюда и длинные (часто более метра) мечи, которые называют всадническими. Мощнейшей боевой «машиной» того времени был специально обученный боевой конь, ни экономически, ни сословно не доступный человеку среднего достатка. Тогда же появляются и катафратарии – предвестники средневекового рыцарства – закованные в броню всадники и кони.
Именно в этих социальных условиях Бог-солнце или Бог-грозовик побеждает Чёрного Змея – Бога земли, незадолго до этого победившего Великую Мать -- Сыру-Землю. Читай: победа патриархального владения наделом земли в составе общины над родовым, без выделения семейных наделов. А уж до выделения из самых крепких, богатых семей «силовых структур» и захвата ими власти в племени, по историческим меркам – рукой подать. То есть Бог-Солнце-Всадник поражает копьём (лучами, молниями). Черного Змея (хозяина земли), ранее победившего Мать-Сыру-Землю-Великую Мать всего. В индоевропейском пантеоне установлен статус-кво, Бог-Всадник-Солнце признаваем и любим.
На благодатную почву этого образа, известного у всех индоевропейских народов (или завоеванных ими), во времена раннего христианства ложится образ великомученика Георгия, офицера римской армии, казненного Диолектианом за отказ отречься от веры Христа.
Именно поэтому образ Св. Георгия стал популярен по всему Кавказу, по предкавказским, южнорусским, волго-донским степям и долго не сдвал своих позиций с началом распространения ислама во многих регионах Северного Кавказа. Под именем Уастырджи он популярен в Осетии и упоминаем Халил-Беком Мусаясулом в качестве древних верований чохцев. Огромное количество всадников с копьём мы найдём на кубачинских рельефах и, особенно, на стенах старинных домов аварских селений Мачада, Урада, Хотода, Гента, Тидиб и многих других. Как полагают исследователи, это было связано и со значительным влиянием христианской Грузии, где Святой Георгий почитался и почитается как покровитель и хранитель страны. По всей видимости, эти резные камни являлись и талисманами-оберегами, охранявшими дом, очаг от различных напастей.
Один из таких камней с изображением всадника-копьеносца, некогда использовавшимся как деталь архитектурного декора, хранится в Дагестанском государственном объединенном музее им. А.А. Тахо-Годи. К сожалению, место происхождения этого камня своевременно не было задокументировано, а предполагать это спустя почти девяносто лет непродуктивно. По чистоте резьбы и условности рисунка этот резной камень, выполненный в низком рельефе, трудно отнести к кубачинским, скорее он близок к кругу «гидатлинских», о которых писал П.М. Дибиров. Почти квадратная грань лицевой стороны заключает в себе изображение всадника с копьём на принявшей упор лошади. Всадник изображён некрупным (ноги не достают до линии живота лошади) и довольно условно. Даже при большом желании трудно разглядеть особенности головного убора, амуниции, обуви, кроме того, что всадник одет в облегающий кафтан (видны свисающие полы), обут в узкие сапожки, а с пояса на правое бедро свисает, вероятно, колчан (саблю, меч на правом боку, как правило, не носили). При некотором усилии можно разглядеть под всадником седло с луками и очень небольшим подседельником. Но как величественен конь! Мощная трапеция корпуса, широкая грудь, прямая длинная спина, мощная трапециевидная шея выгнута по окату дуги, постав головы почти вертикален, острые ушки направлены почти горизонтально вперёд. В высшей степени схематично намечены линии уздечки, оголовья, поводьев, поднятых к середине шеи, можно разглядеть обозначенный глаз и приоткрытый рот. Внимание зрителя более приковывается к образу коня, нежели всадника.
Всадник, держа левой рукой поводья, правой поднял копьё на локоть, наперевес. В ответ конь принял упор, подобрав слегка согнутые в скакательных суставах задние ноги под линию крупа, слегка отставив свободный хвост. Правая передняя нога сильно выведена в упоре вперед, а левая довольно высоко поднята, согнутой в пясти. Если пристрастно вглядываться в изображение, можно разглядеть двухлопастной флажок у наконечника копья. Если расфантазироваться ещё больше, можно увидеть «нечто» длинное и скручивающееся в кольца под копытами коня.
С древних времён дагестанцы полюбили изображать Бога-Солнце-всадника, Св. Георгия, Хочбара и своих современников– всадников–героев, защищавших Дагестан, родной аул, очаг от различных захватчиков, которыми так полна средневековая история Старны гор. Сохраняя древние символы люди наделяли их и новыми смыслами…
Р.S. При образовании северокавказских полков в составе Российской Армии (царской) были внесены поправки в художественное оформление Ордена Святого Георгия для награждаемых неправославных: центральное изображение христианского святого было заменено на общеимперского двуглавого орла. На что первый же награждённый этим видоизменённым орденом майор Джаму-бег Кайтагский возмутился: «А почему мне дали орден с птичкой, а не с джигитом?!».
Художник-реставратор Национального Музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи Анна Владимировна Самарская (Алиева)