Найти тему
Логопед Анна Полякова

Критерии умственной отсталости, и чем заканчивается сбор подобных больных в одном месте.

Как выяснилось многие наши мамы мало разбираются в понятии умственной отсталости. Попробую объяснить данный термин простым и понятным языком.

Первые подозрения на УО возникают при отставании в умственном и психическом развитии более чем на 2 года. Обычно до 5 лет детям ставят задержку речевого либо психического развития, данная патология считается хорошо корректируемой и вполне обратимой. Большинство малышей, к 5 годам преодолевают свое отставание и выходят на норму. В некоторых странах 5 лет считается основным критерием диагностики нарушений, все что выявляется до, оценивается как не объективные данные.

К сожалению, остается небольшой процент детей, что к 5 годам все-таки не компенсировались и на норму так и не вышли. Вот тогда врач впервые может выставить ребенку ту самую УО. Естественно, подобный диагноз шокирует родителей, и они предпочитают не давать их чаду столь резких оценок, надеясь на компенсацию. Бывают случаи, когда в 18 лет, ребенок оказывается все еще необследованный в данной области. В этот момент родителям становится понятно, что на норму их чадо так и не выйдет, самостоятельно жить не сможет. Вот только на комиссии по инвалидности теперь нужно доказать, что УО у данного ребенка все-таки есть.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Из чего складывается умственная отсталость? Критериев определения два, учитывать их нужно одномоментно и в совокупности.

1 Первый критерий-это недостаточность интеллекта.

2 Второй важный критерий неспособность человека адаптироваться к социуму.

Простым языком ребенок может быть очень умным, даже гениальным. Решать сложные математические задачи, и разбирать физические формулы, но, если при этом он забывает про походы в туалет и сидит над учебниками в памперсах, не способен сам приготовить себе обед, когда голоден- он обладает статусом умственно отсталого человека. Поэтому описывая критерии умственной отсталость помимо уровня IQ, ориентируются еще и на психологический возраст больного. Приведу ниже градацию степени УО.

Тут можно выделить несколько форм

А) Грубая степень умственной отсталости, IQ до 20, уровень развития соответствует возрасту 3х лет.

Больные практически не понимают обращенной речи, своя речь отсутствует либо представлена отдельными звуками. Эмоциональные проявления ограничены критериями удовольствия и недовольства. Осмысленная деятельность таким людям не доступна.

б) Тяжелая умственная отсталость IQ от 20-34, уровень развития соответствует 3-6 годам.

в) Умеренная отсталость, IQ от 35-49, уровень развития 6-9 лет.

Данные две группы принято объединять в одну различая по грубости проявлений дефекта. Речь таких детей представлена отдельными словами, иногда короткими фразами. Словарный запас ограничен максимум 200-300 слов. Мышление конкретно и примитивно, запас сведений очень мал, присутствует резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Воображение практически отсутствует. Больные хорошо усваивают навыки самообслуживания: одеваются, раздеваются, следят за собой, едят. Способны к обучению в коррекционной школе, освоению навыков чтения простых текстов, написания слов, счету в пределах нескольких единиц. Лишены инициативы, инертны, очень внушаемы, легко теряются в окружающей обстановке, требуют постоянного надзора.

г) Легкая отсталость IQ от 50-69, уровень развития от 9-12 лет.

Самая легкая степень УО. Большинство наших особых мам вообще не считают ее патологией. Люди с данной степенью иногда даже получают среднее образование и находят себя в простых профессиях неинтеллектуального труда. Признаки патологии все-таки есть, но они не настолько ярко выражены, как у перечисленных выше групп. Внимание данного ребенка очень трудно привлечь и зафиксировать. Запоминание материала замедленно и непрочно. Преобладает конкретизированный тип мышления, тем не менее они могут формировать простейшие обобщения. Сложность обхватить ситуацию целиком, они уделяют внимание только внешней стороне событий. Сложность в восприятии абстрактных понятий Нарушения произношения, при наличии даже обширного словарного запаса, корявое построение речи, она бедная и однообразная. В этой группе отмечаются дети с синдромом Саванта- гении в определенной области, художники, музыканты, способны к запоминанию наизусть телефонных справочников, или однотипному вычислению корней из огромных чисел. Данные люди способны вести самостоятельную жизнь, испытывают сложности с математикой и точными науками. Требуют руководства и поддержки в рабочей деятельности. Способны попадать под влияние других людей, у них повышена внушаемость. Легко принимают чужие взгляды при этом наблюдается недостаток собственных суждений. Таким людям иногда присуща распущенность в поведении. В общей своей массе люди вполне послушные и управляемые.

Теперь приведу простой пример столкновения интересов групп разной степени отсталости. Один из известных блогеров отдала своего сына в техникум. Образование предполагало инклюзию, и в группе собрали инвалидов с разной степенью умственной отсталости. Резко возникли патологические взаимодействия по типу буллинга, когда одна группа подростков ищет себе жертву и издевается над ней. Думаю, вполне понятно, что подобное ведомое и агрессивное поведение свойственно УО легкой степени тяжести. Будьте внимательными и оценивайте данные тенденции при выборе образовательного учреждения для своего ребенка и формы обучения в нем.

Надеюсь, статья была для Вас полезна, подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.