Приветствую вас, друзья!
Эта статья является продолжением "О противоположных цветах".
В предыдущей статье я рассказывала о контрасте комплиментарных (противоположных) цветов. Шагнем к полной противоположности - монохромному сочетанию. Это оттенки одного цвета в пределах одного сектора - изменение происходит только в яркости и насыщенности.
Монохромные картины и фотографии, а также цвет мебели и отделки довольно популярны в интерьерной живописи и дизайне.
Техника гризайль (от фр."серый"), например, предполагает градацию только 1 цвета, чаще серого или коричневого. Это отдельное направление, но также и одно из упражнений при обучении для того, чтобы попрактиковаться в передачи формы цветом, почувствовать тональность, оттенки в пределах одного цвета.
Многослойный метод живописи с использованием монохромного подмалевка был популярен у классических мастеров, особенно у фламандской и итальянской школы: после создания рисунка прорабатывался объем и форма сепией или охрой с использованием белил - т.н. "мертвый слой", а затем накладывали цвет.
Эта картина ван Дейка сама по себе уже прекрасна, вне зависимости является ли она примером техники гризайль или просто это первый слой образца фламандской живописи.
Не смогла пройти мимо этой картины Фра Анджелико - такой гризайль, но нарисован немного наоборот, не как обычно, - использованы почти одни только белила, чтобы написать освещенные участки. Невероятно талантливо.
А это очень красивый пример того, как в средние века боковые створки церковных триптихов иногда выполнялись в монохромной технике.
Давайте вернемся в наше время и посмотрим монохромные работы наших современников.
Помимо гризайля, любая работа тушью или карандашом по сути своей монохромна, а тональность достигается плотностью наложения штрихов.
Также есть прекрасные черно-белые иллюстрации к книгам. Одна из книг, которую я купила довольно давно и отношусь к этому труду с большим уважением:
И, конечно, черно-белое кино. Кроме тех фильмов, которые были сняты давно, есть еще и современные фильмы и вставки в них, чаще всего отсылающие зрителя к событиям прошлого, воспоминаниям героев. Ну и арт-хаус, который позиционируется Искусством (да, с большой буквы), - иногда им является, но иногда, будем честны, представляет собой просто поток сознания, когда автор - это скорее герой мема про:
А. - Ты меня понимаешь?
З. - Вроде бы понимаю.
А. - Объясни мне тоже.
Резюмируя вышесказанное: монохромность - это и урок для начинающего, помогающий лучше понять тональность и создание формы цветом, и этап работы над картиной в живописи, и способ передачи своего видения или впечатления в изображении (например, этюд, или скетч, минимумом средств), и отдельный вид искусства, цель которого, например, создание определенного эффекта или настроения, или концентрация внимания на важном аспекте, как то: картины, фотографии, иллюстрации, дизайн, кино.
Желаю вам вдохновения)))
P.S. Я не слежу за позицией художников в том или ином вопросе, их высказываниями, особенно теми, которые они еще не вынесли на публику. Только рассматриваю работы и ищу в них красоту и/или полезные техники и приемы.