Севрская фарфоровая мануфактура одна из самых известных в мире. Она была основана в 1740 году, но не в Севре, а в Венсене (в 10 км к западу от Парижа) при поддержке короля Людовика XV. Эта мануфактура стала третьей крупнейшей в Европе после Мейсенской и Венской. Массовое коммерческое производство в Венсене началось с 1745 года, когда Людовик XV предоставил мануфактуре привилегию изготовлять фарфор «в саксонской манере, раскрашенный и позолоченный, с человеческими фигурами», т.е. разрешил подражать изделиям Мейсенской фарфоровой мануфактуры.
Но французы подражали недолго, покровительство Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур позволило привлечь к работе многих выдающихся мастеров, благодаря которым уже к концу 1740-х годов у Венсена сформировался собственный уникальный стиль, вдохновленный изысканными мотивами рококо. В начале 1750-х годов стало понятно, что для мануфактуры необходимы помещения побольше и в 1753 году в местечке Севр, недалеко от дворца Бельвю, где жила маркиза де Помпадур, начинается строительство здания по проекту архитектора Лорана Ленде. Здание было завершено в 1756 году и в тот же год производство переехало в Севр. С этого момента начинается история Севрской фарфоровой мануфактуры, которой вскоре предстоит стать одной из самых значительных в Европе. Три года спустя, в 1759 году, она получила королевский статус.
Отличительной особенностью ранних изделий Севра было то, что они создавались из «мягкого фарфора», который был известен во Франции уже на протяжении 100 лет. В его составе было меньше каолина и больше стекловидных добавок. Температура обжига тоже была ниже, чем у твердых масс. Благодаря этому изделия получались более прозрачными с красивым белым или сливочным оттенком, а сплав глазури с красками давал более глубокие цвета. Помимо этого, специалисты отмечают, что «мягкий фарфор» был мелодичнее твердого, но и более хрупким.
Однако, настоящей визитной карточкой Севра стала уникальная цветовая палитра, изобретенная химиком и Академиком наук Жаном Элло. Самой ранней из созданных им красок была «королевская синяя» (1749), затем в 1753 году Элло разработал знаменитую «небесно-голубую» краску необычайной свежести и чистоты тона. А несколько лет спустя (вероятно, около 1758 года) была изобретена еще одна уникальная краска нежного теплого розового оттенка, которая получила название в честь покровительницы – «розовый Помпадур». Предметы в этом цвете были очень редкими, так как оказалось, что получить необходимый тон при обжиге сложно, а после смерти Элло в 1766 году, как отмечают исследователи, фарфор в этом оттенке и вовсе перестали производить.
Характерным приемом Севрской мануфактуры была роспись в резервах (так назывались оставленные незакрытыми цветной глазурью участки фона) цветами, птицами, утонченными пейзажами и т.д. Такие композиции, как правило, имели обрамления из золоченых рокайлей, растительности, а также модных в эпоху рококо ориентальных мотивов, называвшихся «шинуазри» («китайщина»).
С самого начала своей деятельности сначала Венсен, а затем и Севр производили исключительно предметы роскоши, предназначенные в основном для французского двора. Ежегодно мануфактура представляла множество прекрасных фарфоровых изделий, которые удовлетворяли меняющиеся вкусы знатных клиентов. Достаточно быстро сложилась традиция – в конце декабря король устраивал в своих покоях в Версале показ севрских новинок, а придворные в свою очередь обязательно должны были что-то купить, чтобы таким образом поддержать королевское производство.
Вскоре это сделало Севрскую мануфактуру самой дорогой во Франции и одной из самых престижных в Европе. Цены варьировались от нескольких ливров за самую простую чашечку с блюдцем до нескольких тысяч за вазу и нескольких десятков тысяч за сервиз. Известно, например, что в 1773 году Людовик XV подарил королеве Обеих Сицилий Марии Каролине Австрийской севрских сервиз стоимостью 12 424 ливра. Однако, эта сумма выглядит очень скромной по сравнению со столовым, десертным и кофейно-чайным сервизом на 60 кувертов, который Екатерина II заказала в 1777 году, как дар князю Григорию Потемкину. Он включал себя более 700 предметов и стоил 331 317 ливров.
Но вернемся к началу. Одним из самых значительных мастеров Венсенской и Севрской мануфактур был выдающийся скульптор, рисовальщик и королевский ювелир Жан-Клод Дюплесси.
По происхождению он был итальянцем и звали его Джованни Клаудио Kьямберлано. Он родился в Турине и поначалу работал в родном городе в качестве ювелира представителей Савойского дома. В 1718 году, когда принц Виктор Амадей I Савойский бежал от королевской опеки и кредиторов из Турина в Париж, в его свите во французскую столицу прибыл и Кьямберлано. Около 1730 года Виктор Савойский отказался от покровительства и новым патроном мастера стал граф д’Аржансон, которого привлекли его изделия. Он помог Кьямберлано с мастерской, а также со статусом привилегированного ремесленника, так как Парижская гильдия ремесленников не принимала иностранных мастеров. Вероятно, именно в это время ювелир изменил свое имя на французский манер, дополнив его типично французской фамилией. Джованни Клаудио Кьямберлано превратился в Жан-Клода Шамберлана Дюплесси. С 1742 года он становится достаточно известен в Париже, а с 1747 года и до своей смерти в 1774 году работает на королевских фарфоровых мануфактурах, где создает новые формы ваз, которые прославили и его и производство.
Очаровательные вазы с головами слонов стали одними из самых известных изделий Жан-Клода Дюплесси в Севрской фарфоровой мануфактуре. Эта форма была разработана им в 1756 году, а производились вазы лишь в течение шести лет, до 1762 года. Любопытно, что за столь короткое время дизайн ваз успел несколько видоизмениться, хоботы слонов превратились в подсвечники, а под хоботами появилась поддержка в виде небольших ручек.
Создавая дизайн этих ваз, Дюплесси вдохновлялся образцами оригинального китайского и японского фарфора, а также предметами Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Одним из наиболее вероятных источников могли быть керамические вазы-«птичьи клетки», созданные в Японии в 1680-х – 1700-х годах, а также их мейсенские копии 1720-х – 1730-х годов. Саксонский курфюрст Август II Сильный был страстным коллекционером фарфора и собрал крупнейшую в мире коллекцию таких японских ваз. Двенадцать из двадцати известных ваз-«птичьих клеток» принадлежали именно ему и по сей день находятся в Собрании Фарфора в Дрезденском Цвингере.
Конечно, Дюплесси не копировал своих слонов с японских и мейсенских, но несомненно мог вдохновляться ими. Его слоновьи вазы стали одними из самых экзотических и уникальных произведений Севрской фарфоровой мануфактуры. Было создано огромное количество таких ваз с разным рисунком и во всех ключевых цветах Севра. Сегодня несколько таких ваз находятся в коллекции Музея Метрополитен в Нью-Йорке, в том числе пара в редчайшем цвете «розовый Помпадур».
История этих двух ваз очень интересна. Они были выставлены в Версале в декабре 1758 года вместе с еще несколькими в том же цвете. Вероятно, цвет «розовый Помпадур» был тогда впервые представлен придворным, потому что впечатление, которое он произвел на публику было значительным. Цвет описывали, как «очень свежий и очень приятный». А наследный принц Конде Людовик V де Бурбон даже купил пять розовых ваз, заплатив за них в общей сложности 4320 ливров, что стало самой дорогой его покупкой в том году. В числе этих пяти ваз были и вазы с головами слонов из музея Метрополитен, одну из которых вы видите на фотографиях.
Людовик купил их для своей супруги Шарлотты де Роган. Вазы стояли в ее спальне вплоть до ее преждевременной смерти в 1760 году (ей было 22 года). Затем вазы перешли Батильде Орлеанской, супруге Луи-Жозефа (Людовик VI) де Бурбона – сына Шарлотты и Людовика V. Теперь они украсили комод в ее спальне и там их застала Великая Французская революция, после которой вазы, как и многие другие предметы, были проданы с аукциона.
Другими известными произведениями Дюплесси были вазы-ароматницы или, как их еще называли, вазы-попурри в форме кораблей. Такие вазы наполнялись смесями из высушенных цветочных лепестков и ароматических трав, с помощью которых аристократия боролась с неприятными запахами. Сами вазы-ароматницы новинкой не были, они возникли в обиходе знати еще в начале XVIII столетия и представляли собой сосуд с перфорированной крышкой, который заполнялся водой и смесью-попурри. Но в середине XVIII века, когда вазы-попурри стали производить на фарфоровой мануфактуре, они приобрели изысканные формы и богато декорировались лепными элементами, золоченными узорами и т.д.
В 1758 году Жан-Клод Дюплесси представил очередную поразительную новинку – изящную вазу-попурри в форме парусного корабля с развевающимся флагом, да еще и в новом модном цвете «розовый Помпадур». Основание вазы представляло собой переработанную форму более ранних севрских ваз, тогда как ее сложная перфорированная крышка с парусами и флагом была абсолютно новаторской и самой технически сложной из всего, что до этих пор производила мануфактура.
Замысловатая перфорация наносилась на частично высохшую глину, но это было еще не самым сложным. Изделие еще нужно было обжечь, сохранив разнообразную ажурную сетку и красивый объемный флаг. А учитывая невысокую температуру обжига, задача была не из легких и очень затратной с материальной точки зрения. В итоге таких ваз-попурри в форме кораблей было изготовлено совсем немного. Лишь четыре экземпляра фигурируют в отчетах о продажах Севра, всего же их было двенадцать, десять из которых сохранились до наших дней. Все они были сделаны в разных цветах и с разными сюжетами в резервах. После 1764 года такие вазы больше не производились, поскольку с одной стороны на смену стилю рококо пришел классицизм, а с другой стороны умерла покровительница Севра – маркиза де Помпадур.
Но эти вазы не впечатляют так, как ранние работы Жан-Клода Дюплесси, созданные на рубеже 1740-х – 1750-х годов. Это вазы с невероятно реалистичными фарфоровыми цветами, поражающими тонкостью исполнения и тем, насколько детально проработан каждый цветок, от крупных до самых мелких. На сегодняшний день существует по меньшей мере две подобные вазы, однозначно атрибутированные Дюплесси.
Первая находится в Собрании фарфора в Дрездене. В 1749 году дочь курфюрста Саксонии Августа III Мария Жозефа Саксонская выходит замуж за наследника французского престола и отправляет отцу в Дрезден изящный и хрупкий подарок – фарфоровую вазу с цветами, выполненную на Венсенской королевской мануфактуре Жан-Клодом Дюплесси.
Ваза из белого фарфора установлена на позолоченном пьедестале в стиле рококо. По сторонам от вазы восседают скульптурные группы – Аллегория Музыки (слева) и Аллегория Живописи (справа). Фарфоровые цветы в этом букете отражают все времена года, делая аксессуар актуальным круглый год.
Букет сразу же установили в Мраморном зале Цвингера, где он простоял несколько десятилетий, пока в конце XVIII века его вместе с другими фарфоровыми предметами не убрали в подвал Японского дворца. Позднее букет переезжал еще несколько раз, но, на удивление, не пострадал во время этих перемещений и сегодня является одной из жемчужин Дрезденской фарфоровой коллекции и единственной работой Дюплесси.
Второй известный букет фарфоровых цветов Дюплесси является частью часов «Подсолнух» и находится в Королевской коллекции Великобритании. Это изделие было изготовлено в начале 1750-х годов там же в Венсене. Ваза с цветами установлена на схожее позолоченное основание, дополненное в XIX веке лепным декором и двумя витыми подсвечниками. Часы в виде подсолнуха сделаны из позолоченной бронзы и вставлены вместе с фарфоровыми цветами в вазу. Как и в дрезденском экземпляре, фарфоровые цветочки посажены на латунные стебли с листьями, покрытые зеленым лаком. Цветы специально сделаны съемными, чтобы в теплые месяцы можно было заменить их живыми.
Особый интерес представляет декор вазы – поверх оригинальной росписи художник изобразил мотыльков и бабочек, привлеченный ароматом этого чудесного букета.
В Великобританию часы «Подсолнух» попали в 1819 году. Королевский кондитер и временный советник по приобретению произведений искусства Франсуа Бенуа купил их для короля Георга IV в Париже за 5500 франков. Прежде они, как предполагается, принадлежали маркизе де Помпадур.
Почти 30 лет Жан-Клод Дюплесси проработал на французских фарфоровых мануфактурах, став одним из тех, кому и Венсен, и особенно Севр были обязаны своей славой. Он создал огромное количество воистину потрясающих изделий, в которых нашла отражение одна из самых красивых эпох в истории искусства – эпоха рококо.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!