Кисловодск - рецепт Нового года. Часть 4. «Кисловодск за один день. Некислый маршрут».

1 января 2023 г. Кисловодск.

Первое утро нового года неожиданно оказалось добрым. То ли целебный климат сказывался, то ли выпитый вчера нарзан, но бодрость духа присутствовала необычайная. Встали мы около десяти утра и сразу же отправились на завтрак в столовую нашего гостевого дома. Гостеприимные хозяева расстарались, и нас ожидало воистину праздничное застолье. Вместо обычного континентального завтрака подавали продукты обязательные для человека, проснувшегося первого января – «Оливье», селедка под шубой (моя была, конечно, вкуснее, но и этот вариант не подкачал) и шампанское вместо компота.

Детям шампанского не положено!

Окончательно восстановив силы, мы ощутили непреодолимую жажду приключений, но за руль после приёма целебного игристого напитка было нельзя, поэтому решили идти пешком. Погода была прекраснейшая, солнце светило и ощутимо пригревало, день обещал быть замечательным.

Итак, предлагаю вашему вниманию маршрут одного дня, он сложился совершенно спонтанно, и опирались мы только на общее представление о достопримечательностях и месте их расположения. Но получилось настолько удачно, что готова делиться.

Для начала короткий «ликбез» для начинающих ходоков. Главная достопримечательность Кисловодска – это его парк. И в отличие от обычных туристических объектов – парк вам так просто не покорится.

А сейчас внимание! Площадь парка 965,8 Га! И длина троп для лечебных прогулок - терренкуров более 24 км.

Достопримечательностей множество и они неравномерно разбросаны по всем уголкам парка. Приведу неполный перечень

• Лермонтовская площадка
  • Цветочный календарь
  • Памятник А.С. Пушкину
  • Набережная реки Ольховка
  • Детская площадка «Лукоморье»
  • Парящие камни
  • Павильон Храм воздуха
  • Долина Роз
  • Смотровая над Долиной роз
  • Руины старого бассейна (олимпийского)
  • Красные каменные грибы
  • Гора «Красное солнышко»
  • Памятник М.Ю. Лермонтову
  • Беседка «Семь ветров» и смотровая площадка
  • Смотровые площадки с видом на Эльбрус
  • Гора Малое седло
  • Тропа Косыгина
  • Гроты на тропе Косыгина
  • Синие камни
  • Хозяин гор

Если иметь целью посмотреть здесь всё – получится превосходный оздоровительный квест! Тем более есть подробные карты и указатели прямо на терренкурах. Но для первого января это было бы слишком, поэтому нашей основной целью стала неспешная прогулка и знакомство лишь с небольшим числом местных интересностей.

И еще раз внимание! С собой берите воду, перекус, комфортную одежду по сезону, удобную обувь и наличные деньги – необходимый минимум, для любой подобной авантюры в любой стране, в любое время года.

А вот и маршрут!

1. Стартуем от Коллонады (мы жили в Первом доходном доме и до нее нам было 10 минут пешком, но для тех кто приезжает из других районов, Колоннада тоже замечательный ориентир).

Перепады высот в парке очень приличные и если с вами дети или вы имеете другие ограничения – рекомендую воспользоваться электрокаром и подняться на самый верх парка, а уже потом с удовольствием направиться вниз. Стойбище электрокаров можно обнаружить недалеко от Колоннады. Если встать лицом к входу – стоянка будет по правую руку. Вы не ошибетесь, там точно будет очередь. Она даже утром первого января была! Электрокар комфортен даже зимой – сверху на него надевают прозрачный чехол из пленки и вы едете как помидорки в парнике. Есть минимум два маршрута – часть электрокаров едет в Долину роз, вторая часть к нижней станции канатной дороги. Промежуточных остановок нет! Стоимость 200 р. с человека, но за совсем мелких детей денег не брали, а за Вову уже взяли. Долина роз самая удаленная точка – поэтому начинаем с неё.

2. Долина Роз.

Понятно, что зимой никаких роз не было, они здесь летом (35 сортов). А что было? Воздух, такой, что хочется есть ложкой! Простор бескрайний! Вид на Эльбрус и зеленая трава в январе. Мы прогулялись по кипарисовой аллее, полюбовались видами. Многие просто сидят на лавочках и греются на солнце. А еще тут есть странноватая скульптура «Крокодил» - дети были в восторге, по ней можно лазать, ее можно трогать и можно даже немножко пугаться острых железных зубов.

3. Храм воздуха.

Полуротонда на вершине холма, еще советской постройки. Отличная возможность забыть обо всех проблемах, оставить их далеко внизу. Так что, сохраняем в памяти (лучше в своей собственной, а не в электронной) прекрасные виды. И снова дышим, дышим и не можем надышаться.

4. Канатная дорога

А вот тут разочарование. По-крайней мере для нас. Длиннющая очередь, оплата только наличными (их тратить совершенно не хотелось). На нашу семью прокатиться выйдет 800 р…. В общем, предпочли не игнорировать пришедшую нас душить жабу и не тратить время на это сомнительное мероприятие. Тем более в душную кабинку, набитую отдыхающими, совсем не хотелось, да и погода совсем разгулялась. Настолько, что пришлось расстегнуть куртки и снять шапки. По нашим ярославским меркам был уже совсем апрель и где-то даже почти май. Начали гулять вниз по терренкуру.

Вова лазал по всем встречаемым камням и прыгал как горный козел, совсем ошалев от воздуха. Варя собирала гербарии из засохших листьев и рассматривала птиц (очень много соек, а они красивые). А мы просто шли и наслаждались жизнью.

5,6. Серые и красные камни.

Это живописные скальные образования разных цветовых оттенков, на них интересно и посмотреть снизу, и вскарабкаться на самый верх за селфи и фото (на серых камнях есть скульптура орла). Мы, помня, что завтра нас ждет Эльбрус, карабкаться на высоту не торопились. Просто любовались на скалы снизу вверх.

7. «Старый парк».

Прогулка на свежем воздухе, да еще и достаточно протяженная, вызывает чувство голода. Поэтому стали посматривать по сторонам. Кафе-ресторанчики здесь есть, но их немного, они не все подходят для детей, да и ценник приличный. Тем не менее, мы заглянули в ресторан «Старый парк». Меню с упором на европейскую классику с кавказскими мотивами в виде вездесущих хычинов. Очень симпатичный интерьер. Цены от средних до средневысоких, но жаба осталась наверху у канатки. В принципе приемлемый вариант. Хотя по сервису и персоналу есть вопросы. На том уровне цен, которые предлагает меню, от официантов ждешь большей опытности, расторопности, да и дружелюбия, что уж греха таить, не хватало. Улыбнуться, не стоять столбом, когда мы корячимся с установкой детского стула, догадаться показать гостям где можно раздеться – всего-то делов))) Ну и на стенде на входе не все цены соответствуют действительности (естественно не в пользу гостя). По пятибалльной шкале удовольствие от посещения на 4 (может даже с минусом). Так что, этот пункт прогулки не уверена, что рекомендую.

8. Лукоморье, набережная реки Ольховка, цветочные часы

Эта часть прогулки по набережной небольшой речушки – Ольховки. Здесь будет интересно и детям и взрослым. Для мелких предлагается парк «Лукоморье» - по сути, большая детская площадка из природных материалов, без участия пластика и «вырвиглаз» расцветок. Взрослые любуются горной речушкой и садовой композицией «Цветочные часы», которые показывают точное время даже зимой.

Избушки на курьих ножках

9. Парящие камни.

Ольховка вся состоит из отмелей и на них инициативная группа товарищей возводит целые композиции из поставленных друг на друга камней. Эти «скульптуры» в основном сосредоточены у мостиков. Даже не верится, что для их создания используется только терпение и крепкие нервы. Кстати, нам повезло увидеть процесс их установки - захватывающе.

Старается!

10. Нарзанная галерея

Замыкаем круг и мимо Колоннады идем снова пить нарзан. Кстати напротив Колоннады, в гроте под скалой, за чугунной решеткой можно увидеть совершенно врубелевского демона (сидящего) – того самого , который «проклял побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..». Глаза у демона горят, вид внушающий. Известные строки увековечены тут же.

Но нам к нарзану. Про то, как пить целебные воды я рассказывала в прошлой статье. Поэтому обратите, лучше внимание на само здание галереи. Необычный для нашей страны мавританский стиль, много деталей и очень хорошо гармонирует с окружением. В Кисловодске вообще огромное количество сохранившихся зданий 19 и начала 20-го века. Что-то в первозданном виде, что-то отреставрировано, но очень колоритно! Специально для архитектурного любования ходили по маленьким извилистым улочкам – насмотрелись, наудивлялись и накормили местных котят.

Старинные гостиницы рядом с галереей

11. Курортный бульвар – главная пешеходная улица Кисловодска.

Из галереи идем на Курортный бульвар и продолжаем любоваться архитектурой. Обратите внимание на советский конструктивизм воплощенный в здании Октябрьских ванн и на восстановленное задание Главных нарзанных ванн, полюбуйтесь прекрасной перспективой. Посидите на лавочках и купите себе что-нибудь на местной ярмарке.

Курортный бульвар

Экскурсия закончена и Кисловодск стал гораздо понятнее! Несмотря на то, что это лишь первое, робкое знакомство, но душу города-курорта мы увидели и смогли прочувствовать его плавный, степенный, я бы даже сказала, прогулочный ритм жизни. .

А дальше можно возвращаться домой (в номер). А то мы вон сколько шагов нашагали!

Справедливости ради здесь еще и вечерняя прогулка по Курортному бульвару)))) За день не находились.