Найти тему
Частная коллекция

Юлия Михайлова: «Хочется, чтобы камеи и инталии опять вошли в моду»

Оглавление

Юлия Михайлова – художница из Санкт-Петербурга, которая режет тончайшие камеи и инталии, но может, в тоже время, создавать и крупную камнерезную пластику. В соавторстве с камнерезом Антоном Ананьевым она будет принимать участие в выставке «Вера. Надежда. Любовь» в Сочи. Мы поговорили с Юлией об особенностях такого жанра, как глиптика, и о ее пути художника.

Если прочертить таймлайн вашего пути в искусстве, какие даты обозначили бы?

С конкретными датами у меня сложно, но мою жизнь можно разделить на этапы, которые связаны с какими-то людьми. Я всегда отталкиваюсь от личности человека – либо он меня своими занятиями очаровывает, либо так завлекательно рассказывает, что я думаю: «Каким интересным делом занимается! Мне тоже надо попробовать!»

Юлия Михайлова. «Архангел Михаил». Высота 16 см. Дымчатый кварц, обсидиан
Юлия Михайлова. «Архангел Михаил». Высота 16 см. Дымчатый кварц, обсидиан

Вероятно, первым таким человеком в 3-м классе была моя учительница в художественной школе Ирина Глебовна Комова, еще на Камчатке. Она меня в принципе заразила любовью не то чтобы к прекрасному, а к жажде знаний, к тому, что нужно постоянно искать что-то интересное. Ничто не должно находиться в покое, ты постоянно к чему-то идешь, стремишься, свои навыки совершенствуешь.

Юлия Михайлова. Фото: личный архив
Юлия Михайлова. Фото: личный архив

Как решили стать ювелиром?

Целенаправленно быть ювелиром я не собиралась, просто с детства понимала, что мой конек – мелкая моторика. Я могла любые мелкие вещи делать очень точно и хорошо, будь то керамика или миниатюрная графика.

С целой компанией ювелиров я познакомилась когда работала в гальванической мастерской. Как-то меня спросили, не хочу ли я поработать ювелиром. Так я попала в компанию к Михаилу Эпштейну.

Поначалу занималась монтировкой – самым тоскливым, что может быть. Но это важный базовый навык. А то, что у меня получалось лучше всего – это восковые модели ювелирных изделий.

Потом случился административный коллапс, в мастерской стало не хватать места. Я сказала, что выбираю место, куда мне идти, заодно вспомнила, что много лет меня учили рисовать и хочется применять этот свой навык в работе... Мне было все равно, чем заниматься, но нужна была классная компания. И Михаил познакомил меня с Александром Левенталем.

Юлия Михайлова. Камея «Японка»
Юлия Михайлова. Камея «Японка»

И тут начался ваш путь камнереза…

Да, около 2004 года это было... В мастерской Левенталя я почувствовала себя едва ли не участником триллера (смеется). Пришла, выходит Саша, берет меня за руки и говорит: «Да не будете вы резать камень. Разве что-нибудь такими тоненькими ручками сделаешь? У нас грязно, шумно, пыльно». И показывает мне так называемую «универсальную бабку», огромную пилу, включает и говорит: «Хотите попилить камень?». А она издает какой-то адский скрежещущий звук, а если поднести камень, то вообще очень страшно. Я камень поднесла, попилила, поняла, что тут все крепко, прочно, надежно. Что ничего не сломаю. И мы пошли пить чай, чтобы познакомиться.

Из-за закрытой двери вдруг вылезло замотанное в брезентовые фартуки и платки созданье, моя будущая любимая коллега. Я почти испугалась. Но потом меня подкупила очень неформальная, веселая и творческая обстановка, не как в обыкновенных мастерских, где наемные работники загнаны в рамки, у нас был полнейший творческий хаос!

Инталия Юлии Михайловой для «перстня с тайменем» ювелира Евгения Морозова
Инталия Юлии Михайловой для «перстня с тайменем» ювелира Евгения Морозова

Первые ваши работы были как раз совместные с Левенталем и Попцовой, верно?

Да, все работы мастерской были совместные. Первой моей работой был ритон, мы назвали его «Тянитолкай». Левенталь приветствовал любые мои идеи, но я не могла еще тогда целиком сделать какую-то работу, поэтому все мне помогали.

Мне очень нравилось делать предметы с историческими отсылками, в классическом стиле, где некуда спрятать свою некомпетентность, потому что многие мастера какое-то незнание, неумение, дилетантизм, часто прячут под словом «самобытность». Это очень раздражает (смеется).

Юлия Михайлова. «Львиное семейство». Сердолик. 21*18 мм
Юлия Михайлова. «Львиное семейство». Сердолик. 21*18 мм

Большинство вещей того времени вполне утилитарные – вазы, кубки, пасхальные яйца. Вы делали чисто коммерческие работы?

Я не очень понимаю, что отличает коммерческую работу от некоммерческой. По поводу утилитарности... Мне кажется, если вещь есть, то ею нужно пользоваться, а какой-то абстрактный пылесборник… Я этот барьер, думаю, преодолела. Если есть возможность сделать утилитарную вещь, то это ,на мой взгляд, предпочтительнее. Чтобы красота не существовала в отрыве от реальной жизни.

То есть камнерезная фигурка – это пылесборник?

Ну, это не так интересно, как если бы ею можно было пользоваться. Любоваться можно недолго. Например, в музее, у кого-то в гостиной. Когда предмет каждый день стоит у тебя дома, ты перестаешь это замечать и любоваться тоже перестаешь. Дома все должно быть не только красиво, но удобно и востребовано.

Юлия Михайлова. «Поедатели облаков»
Юлия Михайлова. «Поедатели облаков»

А как складывался процесс совместной работы вашего трио с Левенталем и Попцовой?

Роли были органично распределены, потому что у каждого свой конек. Ольга выстраивала конструкцию. Александр придумывал, как это все должно собраться в целое и вообще отвечал за чудеса. Можно сказать, он нами дирижировал и исправлял всё, что мы сделали как-то не гармонично.

Как арт-директор.

Ну, арт-директор – это все-таки теоретическая должность, а Александр вполне мог взять инструмент и все исправить. А все мелкие детали в работах уже делала я. В этом умении никто в мастерской не мог со мной конкурировать.

Первая ваша самостоятельная работа каким временем датируется?

Не могу вспомнить конкретные даты, когда я просто ушла в свободное плавание, думаю, в 2007-м. Но с коллегами отношения поддерживала, потому что считаю, командная работа любую вещь делает совершеннее. Первой моей совершенно самостоятельной работой был портрет ангела на аметисте. Дальше я создала серию миниатюрной анималистики. Мои работы экспонировались на многочисленных выставках в Манеже, на выставке Gravierte Kostbarkeiten в Идар-Оберштайне и в Эрмитаже.

Миниатюра Юлии Михайловой
Миниатюра Юлии Михайловой

Уже тогда вы начали увлекаться глиптикой?

Еще в детстве рисовала ювелирные украшения с каменьями. Но про камнерезное искусство тогда ничего не слышала и не знала. Потом интерес к этому на какое-то время угас. А когда попала в камнерезную мастерскую, сразу вспомнила и решила, что у меня теперь есть все возможности. Я стала эскизы рисовать, но Левенталь их отклонял, потому что это было либо сложно, либо дорого – для этого были нужны золото и бриллианты. Однако, на досуге я постоянно что-то резала, тренировалась на синтетических камнях. И на александрите вырезала жука-скарабея, решила, что результат меня устраивает. И после этого делала крупные вещи в мастерской, а дома для себя – резала камеи и инталии.

Работа Юлии Михайловой
Работа Юлии Михайловой

Как появились покупатели на ваши камеи?

Я не искала ни поклонников, ни покупателей, это была просто такая параллельная деятельность в стол, потому что мне это нравилось делать. Просто иногда кому-то показывала и по «сарафанному радио» постепенно обрастала клиентами.

Соответственно, постепенно совершенствовалась и в технике, и в выборе камня. Всегда стараюсь идти от камня – вижу в нем готовую композицию. Для меня идеальная ситуация, когда текстура камня дополняет мой сюжет. Это делает работу вместе с этим камнем уникальной. Камень, как снежинки: двух камней с совершенно одинаковым рисунком не существует. Инталии меня всегда интересовали больше, чем камеи. Они не так очевидны для публики, как камеи, но это классическая вещь в себе. Они требуют вдумчивого участия зрителя. Не люблю броские, крикливые вещи, и инталии идеально удовлетворяют этому моему требованию.

Работа Юлии Михайловой
Работа Юлии Михайловой

Как выбираете камни?

Если это мой выбор, то он всегда спонтанный. Мысленно соотношу свой рисунок с рисунком камня и выбор становится совершенно очевиден. Я люблю сапфирин и сердолик. А если говорить о заказных работах, то клиенты предпочитают прозрачные камни кварцевой группы. Те же, кто разбирается в геммах, выбирают более историчный материал, имеющий корни в традиции, берущей начало с античности.

Что самое сложное в работе в области глиптики и какое произведение в этой области было для вас самым сложным?

Я бы сказала не самое сложное, а самое важное в области глиптики – это хороший навык рисунка. Не могу выделить ни одну работу, как самую сложную, у каждой есть свои нюансы, для решения которых готовых приемов у меня нет. И приходится что-то каждый раз придумывать, но это не сложное, а интересное.

Юлия Михайлова. «Аллегория истины». Кварц, дымчатый кварц.
Юлия Михайлова. «Аллегория истины». Кварц, дымчатый кварц.

Насколько вообще сейчас популярны камеи и инталии?

Сейчас глиптика, в особенности, инталии – это, к сожалению, почти атавизм, незаслуженно забытый жанр. И это очень обидно. С камеями все чуть лучше, они все-таки «на слуху», у многих есть какой-то ассоциативный ряд в голове. А вот при слове «инталия» почти у всех в голове пустота. Инталии вообще заказывают люди только искушенные, в совершенстве знающие эту узкую область камнерезного искусства. Часто знающие ее намного лучше меня. И это является дополнительным бонусом, поскольку очень мало у нас литературы, посвященной инталиям. И очень хочется, чтобы камеи и инталии опять вошли в моду.

Материал опубликован на сайте «Частная коллекция»