Найти тему

Не повторять в домашних условиях, трюк выполнен полными психами

В сентябре 2020 года в Калужской области завершился осенний этап пешего марафона по пересеченной местности «Тропа мужества». Я не в первый раз принимал участие в этих соревнованиях, но это был первый раз, когда получилось осилить дистанцию 110 км. И есть ряд причин для того, чтобы рассказать об этом подробнее.

Дистанция получилась очень сложной по сравнению с соревнованиями прошлого года. И это при том, что сам маршрут трассы не менялся. Для усложнения задачи было достаточно, чтобы пошли дожди. И они пошли, превратив в болото, по моим ощущениям, около трети всей дистанции.

Под «всей дистанцией» я сейчас подразумеваю 70-километровый маршрут. Кто не в курсе – вся трасса имеет форму «восьмерки», и на ней проводятся соревнования на дистанциях 15 км (детская), 45 км, 70 км и 110 км. Верхняя петля «восьмерки» – это дистанция 45 км, обе петли – 70 км. Ну а для того, чтобы осилить 110 км, нужно пройти 70, после чего еще раз по верхней петле. Для наглядности вот схема маршрута, пройденная нами в те выходные:

Кроме сложности дистанции есть и еще один момент – в этот раз со мной на соревнования поехал мой коллега по проекту «Тропа героев» Денис. Еще весной, когда у костра рядом с домиком на базе "Тропы героев" я рассказывал о том, как проходил 70 километров «Тропы мужества», и все присутствующие дружно крутили пальцем у виска, в глазах Дениса я увидел интерес. Он загорелся идеей участия, и как только выпала возможность, не задумываясь зарегистрировался на прохождение дистанции 70 километров. Я же, как и говорил ранее, сводил старые счеты с дистанцией 110 километров, которую ранее ни разу не осилил.

Готовились долго, и речь не только о физической форме – о ней речь идет вообще в последнюю очередь, потому что пусть мы и бегали по 20-25 километров, но бегали по городским улицам или ровным сухим грунтовым дорогам в полях, да еще и без всякого утяжеления. В моем понимании, серьезная подготовка к соревнованиям должна быть жестче самих соревнований, и тогда возможен успех.

Мы же готовились, осваивая матчасть и запасаясь мотивацией. Да-да, в этих соревнованиях огромную роль играет именно психологический настрой, и ниже я об этом расскажу более подробно.

Поскольку Денис никогда в подобных соревнованиях не участвовал, он не мог в полной мере представить, что его ждет. И мне нужно было в мельчайших деталях рассказать ему обо всех важных моментах: почему не стоит грузить много еды; почему в рюкзаке не нужны палатка, туристическая газовая горелка, спальник, пенка и прочее; почему сам рюкзак должен иметь минимальные габариты и объем; почему не подойдут обычные кроссовки; что непременно понадобится на дистанции, а что будет только мешать. Говоря в общем – я рассказал обо всех ошибках, допущенных мной же на предыдущих этапах соревнований.

И вот, вечер пятницы, и мы на месте, в базовом лагере «Тропы мужества». Установили палатку, зарегистрировались на участие, собрали экипировку, получили карты местности. Спать не очень получалось, потому что ждали старта сильнее, чем в детстве ждали, когда по телевизору начнутся мультики.

Денис очень не хотел меня задерживать, и все время говорил: «Ты только меня не жди, я сколько смогу, буду бежать рядом, но, если что, справлюсь и сам». Я, конечно же, даже не рассматривал вариант бросить его одного среди болот и лесов, но на всякий случай показал на карте, где будет сложно и что делать, чтобы эти сложности преодолеть. И в процессе произнес фразу, о которой потом мог бы пожалеть, если бы не получилось так смешно: «Насчет северной петли вообще не волнуйся, там четко выраженные и хорошо провешенные тропинки, заблудиться там может только полный идиот». Просто запомните это.

Утром проснулись задолго до того, как прозвенел будильник. Настроение было рвать из-под себя землю. На старте собрались люди, идущие в личном зачете, пары и команды, и все ждали только одного – когда будет дана команда «Старт».

И вот запущен фейерверк, означающий, что соревнования начались. И сразу видим первую ошибку большинства участников: со старта бегом с очень большой скоростью срываются несколько человек. По регламенту соревнований участник должен нести рюкзак весом не менее 10 килограммов, а с такой ношей даже скорость 8-9 километров в час, поверьте, очень большая. И люди, которые быстрее всех «уходят» со старта, подготовлены очень серьезно. Но за ними пытаются бежать не отставая и те, кто в обычной жизни бегает только до магазина и обратно, чтобы успеть за пивком. Пока ещё продают.

Поэтому я предупредил Дениса, что выкладываться на полную, ни в коем случае, нельзя. Бежим с комфортным темпом, совсем не напрягаясь, иначе пополним ряды тех, кто уже на расстоянии 10 километров от старта лежит на травке, пытаясь привести в чувство сердце, ноги и спину. А впереди у них еще 60 километров, а то и больше.

Бежим по хорошо накатанной дороге, но в какой-то момент понимаем, что вешек нигде нет. «Вешкой» называют кусок светоотражающей ленты, такими кусками размечена вся дистанция, чтобы никто не заблудился. Быстрый осмотр окрестностей и голоса, которые слышатся из-за соседней лесополосы, говорят нам о том, что мы свернули с размеченной тропы и сбились с пути.

«Как ты там говорил? Только полный идиот потеряется на северной петле?»

Хорошо, что потерялись мы не сильно, вышли на трассу минут через 10, но лишних 400-500 метров нашагали. К тому же, пропустили вперед кучу народа. Но что делать, бежим дальше.

-2

Вот впереди первая контрольная точка. КТ-1, как ее называют сокращенно. Отмечаемся, вставляя чипы в считыватель, и сворачиваем на «северную петлю» – верхнее кольцо нашей «восьмерки». Впереди около десяти километров болота, но, если подумать, можно обойти болото по краю находящегося справа леса. Мы так и сделали, обогнав там несколько человек. Темп хороший, идем уверенно.

После выхода из леса встречаем видеооператора, который берет у нас мини-интервью, и бежим дальше – через поле, крохотную деревеньку, стальной мост через реку, и так далее, пока не входим снова в лес. Абсолютно во всех лесах на этих соревнованиях вместо дороги – жидкая грязь, очень часто довольно глубокая. Но мы находили обходы и бежали дальше, до сих пор ни разу не промочив ног.

-3

Мы с Денисом пересекли симпатичное бревно и вышли к КТ-2, где нам сообщили ободряющие новости. До нас мимо этой КТ прошли только два человека на дистанцию 110 километров, и один на 70. То есть, по последним данным, Денис идет вторым, а я третьим. Информация нас бодрит, и мы уже начинаем прилагать усилия, чтобы держать темп повыше. Но пройдя через дачи, мы останавливаемся перед огромным болотом.

Попытались перейти болото вброд, пожертвовав сухостью ног, и поначалу даже получалось, пока не провалились в воду почти до пояса. И прощупывание дна трекинговой палкой показывало, что дальше – только глубже. Что поделать, вернулись и начали искать обход. Нашли. А после финиша оказалось, что на брифинге, который проводился перед стартом (и который мы «прогуляли»), рассказывали, как и где безболезненно и быстро пересечь этот «водоем».

На следующей КТ снова "потеряли" людей, идущих на 110 км. По словам обитателей лагеря на контрольной точке, у них проходил в личном зачете только один человек, все остальные шли в командном.

Мы передохнули и двинулись на южную петлю. Дистанция показалась легче, чем на прошлых этапах, потому что была хорошо провешена, а тропа укатана квадроциклом. Но не тут-то было: все равно средняя скорость движения через 6 километров составила чуть меньше 3 км/ч.

Пройдя только половину первой части южной петли, мы решили, что не хотим больше продираться через колючие кустарники и густо поросшие деревья, к тому же, растущие на болоте. Для этого проложили маршрут через деревню и обошли болото. Да, сделали лишних пару километров, но зато могли идти с высокой скоростью по сухому асфальту, вместо болота.

Около часа понадобилось, чтобы мы вышли к КТ-4, абсолютно сухие. На подходе Денис сказал, что останется здесь и дальше никуда не пойдет, но…

-4

Там нас ждали интересные новости – мимо этой КТ, по словам инструктора, проходили только команды. В личном зачете никого не было, а стало быть, мы с Денисом идем первыми в своих категориях. И просто поразительно, сколько сил дала одна хорошая новость – мы встали и пошли, причем в хорошем темпе. Никакой в мире допинг не способен на такое.

Денису оставалось преодолеть последний участок до финиша, всего 10 километров по прямой вдоль ЛЭП. Но километры эти от души наполнены грязью. Идти тяжело, и вот он предлагает остановиться на 5 минут. Остановились, и довольно недолго отдыхали, пока из-за холма не показались фонари. Мы быстро нацепили рюкзаки, и когда парни подошли к нам, мы спросили, в какой они категории.

Их ответ подействовал на Дениса, как укол адреналина в филейную часть: «Мы на 70». Представьте, что чувствует человек, который прошел через 66 километров ада, в абсолютной уверенности, что идет первым, и когда остается всего четыре километра до финиша, ему на пятки начинают наступать преследователи? Он сказал только одну фразу, которую я даже подвергать цензуре не хочу: «Х** я им победу отдам!», и побежал.

Человек, который шесть километров назад был готов сдаться и эвакуироваться с последней КТ, сейчас бежал по болотам так, что я физически не смог его догнать. А я пытался. В самом конце этого участка, где ЛЭП проходит над дорогой, путь преграждает большое и глубокое болото. Я говорил об этом участке Денису, водное препятствие можно было обойти с левой стороны через лесополосу, но он на адреналине просто переплыл болото и вышел к финишу. Там оказалось, что он пришел четвертым – информация на КТ была, видимо, для поднятия боевого духа. Если так, то с этой задачей инструктор справился на все сто.

Я же снова пошел на северную петлю. До длинной заболоченной прямой добрался довольно быстро, и ушел в лес, на обход. Но примерно через полчаса батарейки в фонаре разрядились совсем, и я остался без света в ночном лесу. Ориентироваться пытался по треккеру – мы проходили здесь утром, и в программе остался наш след.

Но вот ведь проблема: программа не отображает мое положение в режиме реального времени, а просто обновляет мои координаты через какое-то расстояние. Из-за этого «поймать» утреннюю тропу так и не получилось, вышел из леса, петляя по какой-то произвольной траектории. А хуже всего то, что бродил я там почти четыре часа, вместо полутора в нормальных условиях. К тому же, в темноте не один раз натыкался на сучья, проваливался в ямы. Ноги пострадали очень сильно. В неприлично медленном темпе пересек поле, деревню, стальной мост, и в последнем перед КТ лесу присел передохнуть на краю дороги.

Не видно ничего. Какие варианты? Ждать рассвета здесь? Не успею даже в зачет (как выяснилось позже, чтобы попасть в зачет, нужно прийти к финишу до 12:00). Ползти вслепую до КТ? И что дальше? Все равно оттуда до финиша около 25 километров по не самым приятным дорогам. В общем, меня начали атаковать пессимистичные мысли, и все силы куда-то пропали. 12-килограммовый рюкзак тянет плечи вниз.

Я прилег на травку, но тут из-за деревьев показался свет фонарика. Парень, проходя мимо меня, остановился поинтересоваться, все ли со мной хорошо.

«Со мной то все нормально, а вот фонаря у меня больше нет», – ответил я.

У Сергея (так зовут этого парня) оказался запасной фонарь, и он дал его мне. Но после остановки быстро войти в темп не смог, плюс к этому мы с ним разговорились, и в итоге к КТ пошли вместе. Там тоже ждали ободрящие новости – перед нами всего двое. Прошли давно, их уже не догнать при всем желании, но за третье место можно потягаться.

Серёга не очень большое значение придавал призовому месту, но вне зачета оказаться не хотел. А до которого часа нужно вернуться, чтобы попасть в зачет, не знали ни он, ни я. Но у меня же есть Денис! Звоню ему, прошу выяснить, сколько у нас времени. Он сказал, что нужно финишировать до 12:00.

-5

На часах 8 утра, до финиша 23 километра. Решаем ускорить темп, но быстрый шаг дается с трудом и ненадолго. Тогда я просто побежал. Не знаю, откуда взялись силы. Два раза до этого я сходил с дистанции на отметке 70 километров, во второй раз даже с неплохим временем. И сейчас я в третий раз здесь, и уже 90 километров преодолел, так неужели для того, чтобы сейчас просто не попасть в зачет? Нет уж, не бывать этому. Тем более, еще одно призовое место осталось. И, как оказалось, я и для Сергея был мотиватором – он только десять минут назад не мог ускорить шаг, а сейчас бежит прямо за мной, метрах в ста позади.

Мы победили эти 23 километра за три часа. Я за 3:08, Сергей прибежал на 15 минут позже. Оказалось, что на КТ опять "прозевали" участника, и перед нами было не два, а три человека. Соответственно, я взял четвертое место, а Серёга – пятое. В зачет попали, уже поэтому были счастливы. И не только поэтому – ведь чуть более трех часов назад мы сомневались, что нам хватит четырех часов. Но справились за три.

Бывают моменты в жизни, когда кажется, что ты уже выдохся, ты не можешь дальше идти, даже ползти не можешь. Хочется лечь и не шевелиться. И умереть под вот этим кустиком. Но всего одно слово способно перевернуть все с ног на голову, и ты бежишь вперед, как дикий лось. На характере. На мужестве. Неспроста, все-таки, у этих соревнований такое название.