Эпоха гипернасыщения обусловлена переизбытком. И одновременно - неслыханной бедностью. Выбирая из 100 сортов колбасы вы, честно говоря, выбираете из 10, да и то при условии, что у вас есть возможность этот выбор сделать. В случае с колбасой выбор сводится к вашей финансовой состоятельности. В случае с информацией - к вашему интеллектуальному ресурсу и ресурсы свободного времени.
Шерлок Холмс предпочитал не засорять свой "чердак" ненужными знаниями. Но то было в XIX веке. Сейчас, в веке XXI, держать оборону пот отношению к потоку ненужной информации сложнее. На этом фоне ценность нужной информации возрастает, ведь забив оперативную память бесполезным, вы рискуете пропустить что-то важное, можно быть даже интересное и полезное.
Что полезно сейчас, во время тотального давления на нашу культуру? Понимать, как её на самом деле видят те, кто хочет с ней бороться. Откуда взять это понимание? Из, казалось бы, совсем неожиданных мест - из книг, статей, журнальных заметок, в силу тематики отошедших в эти дни даже не на второй, а на третий план.
Вот - пример. Исследование оккультной традиции русской культуры, увидевшее свет за месяц до тех достопамятных событий, что изменили весь мир. Называется оно «Оккультная Россия: языческие, эзотерические и мистические традиции/Occult Russia: Pagan, Esoteric, and Mystical Traditions», автор - Кристофер Макитнош из Вермонта. Опубликовано 27 декабря 2022 года. Ценностью этого произведения, как сказано уже выше, является своего рода всеобъемлющий взгляд на то, что в Вермонте считается оккультной традицией России (разумеется, ч точки зрения культурологи). Сказано в ней и про философов-космистов, и про «Голубиную Книгу», и про Стравинского, и про масонов из Минска, анастасиевцев, Гурджиева, про Бориса Гребенщикова (которого называют «гуру»), про Мамонова, Дугина и Курехина, да и много про что еще. Даже про Вячеслава Макарова из Санкт-Петербургского парламента и про Моргенштерна с его поклонением Телеме по версии Кроули.
Повторю, что книга эта сама по себе является артефактом для исследования и точкой для понимания вопроса относительно тех, кто пытается понять Россию на Западе. И тех, с кем мы сейчас все, так или иначе, имеем дело. Это портал в сознание.
Являясь срезом «глубинного американского народа», представляя самую последнюю редакцию видения простых американцев на «загадочную Россию», сублимируя мифотворчество, стереотипы и суждения – она в чем-то уникальна и интересна. Может быть, даже более полезна чем бесчисленные и бесконечные статьи «аналитиков» о том, что же на самом дела «ОНИ» думают про «НАС».
Давать оценку книги не берусь. Но могу сказать, что в определенной степени чтение ее будет полезным именно в том аспекте, с которого мы начали нашу небольшую заметку. А так же в том, что автор приводит интересный термин в отношении нашей Родины, называя ее «enchantment», ЗАЧАРОВАННОЙ. И в этом, надо думать, есть некий важный момент. Ниже приведен отрывок из книги в оригинале:
So there may be some truth in Spengler's prediction about the emergence of a new culture or the revitalization of an ancient culture in Russia—a culture that can best be characterized by the word «enchantment. » An enchanted culture would embrace both religion and science and involve the holistic approach of thinkers such as Vladimir Vernadsky with his belief in the interconnectedness of everything in the cosmos, so that we would recognize ourselves as inseparably embedded in living nature and bearing a responsibility for its well-being. In such a culture the scientist would also be a magus, a poet, a philosopher, a mystic, an artist There would be an ethos of beauty and respect for tradition. In religion there would be room for both the solemn reverence of Orthodoxy, the visceral energy of paganism and the Sophianic wisdom of the woman clothed with the sun. To put it another way, what Russia has to offer is a reenchantment of the world in place of the disenchantment that Max Weber spoke of as a characteristic of modernity. Perhaps this is the real transforming gift of which so many prophets have spoken.