«Участковой медсестре с 3-х летним стажем работы в поликлинике предложили работать в отделении реанимации. Решение о переходе было принято незамедлительно по двум причинам: из-за скучной бумажной работы в поликлинике и низкой по сравнению с реанимацией заработной платы. Смена обстановки, возможность выполнять непосредственно сестринскую работу и овладеть новыми навыками, требования, предъявляемые к медсестрам реанимации и способствующие профессиональному росту, явно мотивировали воодушевленную медсестру.
Ее приход на отделение был встречен буквально со вздохом облегчения: она заполнила нишу, образовавшуюся в штатном расписании и, таким образом, избавила персонал от бремени излишней нагрузки. В основном отношение к «новенькой» формировалось под влиянием «общепрофильного» образования, подразумевающего умение выполнять сестринскую работу любой сложности. В результате в свое первое дежурство ей пришлось работать «на равных» со своей напарницей, пытаясь буквально на лету постигать нюансы работы отделения.
Работа в реанимации была многогранной и сложной, и нюансов оказалось больше, чем того могла ожидать медсестра, изучившая «Реаниматологию» в «усеченном» варианте и начавшая делать свою сестринскую карьеру в поликлинике. Напарницы, казалось, работали как роботы: они автоматически перемещались по отделению, следуя рутинному порядку и выполняя свои обязанности.
Понятно, что круг обязанностей отделения существенно отличался от такового в поликлинике, однако старшую медсестру палаты, казалось, этот факт совсем не волновал. Вероятно, никто не мог даже допустить такую мысль (в реанимации), что «наша» медсестра, которую иногда называют «усеченным врачом», чего-то не знает или не умеет делать. По-видимому, считалось, что медсестре «общего профиля» прививается редчайшее умение перестраиваться «на ходу» и без проблем осваивать сложнейшие обязанности 24-часового дежурства в палате, где постоянно находятся до 10 тяжелобольных, требующих к себе непрестанного внимания.
Постижение рутины отделения оказалось делом нелегким. Непривычная нагрузка (физическая и моральная), бессонные ночи, неразговорчивость персонала и ощутимая в связи с этим изоляция, отсутствие поддержки едва ли могли мотивировать медсестру и способствовать ее профессиональному росту. Несмотря на все ее старания работать «не хуже остальных», в ее адрес стали появляться замечания от старшей медсестры, касающиеся «несвоевременности…забывчивости…нерасторопности…и т.д.».
Медсестры-коллеги при этом вели себя невозмутимо. Тем более удивило специально назначенное коллективное собрание и публичное осуждение и бичевание той, которая по доброй воле выбрала профессию медсестры, стремилась к профессиональному росту, отчаянно решившись на радикальные перемены в своей профессиональной деятельности, однако не встретившей никакого понимания и поддержки от своих коллег…
Это было 30 лет тому назад. Однако, оказалось, за эти годы мало, что изменилось. Пару дней тому назад разговаривала с недавней выпускницей медицинского колледжа, которая посетовала на то, что персонал больницы, где она работает в настоящее время, а, главное – ей нравится работать, проявляет черствость, какое-то пренебрежение, высокомерие, желание заклевать. Как это дико!
Что не так с нашими медсестрами? И что это: проявление зависти, ревности, потребность на чьем-то фоне "позвездить"? Так для этого нужно и фон выбрать соответствующий, себе подобный... Может, это своего рода "дедовщина" в сестринском сообществе? Тогда кто ее поощряет?
На ситуацию можно посмотреть и с другой стороны: проявление подобного отношения к своим молодым и неопытным коллегам может быть хорошим толчком к формированию более твердого характера, который однажды может превратиться в сталь. Увы, это могут пережить не многие, человека можно сломать в одночасье, поэтому вопрос о наставничестве сегодня звучит все чаще. Но это - другая история.