В 2023 году учителя из Самары запустили новый проект, направленный на методическую и психологическую поддержку молодых педагогов города и региона. В этой статье автор проекта расскажет, чего ожидает от своей идеи, на что направлен проект и почему на социальные сети «Ассоциации молодых педагогов» стоит подписаться не только молодым, но и опытным педагогам из любой точки страны.
- Система образования города, региона и страны – это особая субкультура. В этой системе есть знаковые лица, профессионалы со стажем, те, кому хочется доверять. Расскажите о себе, чтобы аудитория, на которую направлен Ваш проект, понимала, с кем имеет дело и почему Вам можно доверять?
Меня зовут Татьяна Сергеевна Губанова. Я работаю заместителем директора по научно-методической работе в Школе №48 г.о. Самара. Основная моя нагрузка – это работа учителя истории и обществознания в этой же школе. Я работаю в выпускных классах и по совместительству преподаю право и экономику, также являюсь классным руководителем 11-го класса. Формально меня уже нельзя назвать молодым педагогом, так как мой педагогический стаж на момент этого интервью превышает 5 лет. За относительно небольшое время своей работы мне удалось побывать в роли наставника, самой пройти непростой процесс адаптации на рабочем месте в двух новых для меня должностях, а также окончить исторический факультет Самарского университета и поступить в аспирантуру.
Самое главное, что мне хочется сказать, - я обычный учитель, такая же, как большинство из нас.
Каждому хочется осознавать собственную экспертность, однако полезным зачастую бывает опыт тех, кто допускает ошибки, чего-то не знает, сам приходит к каким-то выводам. Наша команда и отличается тем, что мы не хотим показаться лучше, чем есть на самом деле. В основе концепции нашего проекта – открытый диалог, обсуждение проблем, отсутствие директив и всякого рода давления.
Мы высказываем свое мнение, делимся своими наработками, а вы принимаете это или оспариваете. Делаете выводы для себя и, имея возможность поспорить с нами, заставляете размышлять других. «В спорах рождается истина» - это одна из немногих пословиц, которые мне нравятся.
Ну, а доверять нам можно как минимум потому, что мы не заставляем никого этого делать. Наш проект не нацелен на получение коммерческой выгоды.
Это идея в какой-то степени альтруистическая, так как хочется делиться знанием, хочется объединяться и поддерживать людей в непростых условиях современности. В какой-то степени, нам и самим важно посмотреть на себя и свой опыт со стороны, оформив его в тех материалах, которыми мы делимся.
- В чем новизна вашего проекта? Если честно, то идея не кажется принципиально новой: в интернете существует множество групп учителей. Почему нельзя было бы просто присоединиться к уже существующим?
Наш проект изначально задумывался как региональный. Мы заняли второе место в городском конкурсе проектных инициатив образовательных организаций и получили право на реализацию идеи. В целом, даже если бы мы этот конкурс не выиграли, проект всё равно бы реализовали. Изначально проект был направлен на учителей города и региона.
Изучив существующие «В Контакте» учительские группы, мы поняли, что подобного проекта на самом деле не существует.
Есть различные группы методических центров и официальных организаций, основным контентом которых является освещение итогов мероприятий. Городской или областной группы, в которой были бы полезные для учителей материалы «на каждый день» просто нет (либо такие группы уже давно считаются «мёртвыми»). Мы же взяли на себя большую работу прорезать эту тишину в методическом пространстве учителей города.
Также мы установили правило, по которому минимизируем возможность заимствований и плагиата. Если мы хотим поделиться уже разработанным кем-то материалом, то мы указываем, кто его автор. Далеко не во всех, даже самых популярных группах учителей, это правило соблюдается.
- Получается, ваш проект только для Самарских учителей?
Нет, мы рассчитываем, что самарские учителя будут основной аудиторией, но не единственной. Возможно, часть контента будет направлена именно на самарскую и областную аудиторию, если мы решим информировать о городских образовательных мероприятиях и проектах (такая идея, сделать новостной раздел есть). Но основная часть материала направлена на учителей в принципе.
В нашей стране есть регионы с совершенно особенными условиями учительского труда и уникальной повседневностью в принципе, но есть и такие регионы, которые очень похожи. К тому, же вопросы психологических барьеров, саморазвития, тайм-менеджмента, педагогических технологий актуальны для любого учителя. Не важно, в какой точке мира ты работаешь.
- Чем вы собираетесь делиться с учителями? Почему на вас всё-таки стоит подписаться? Или есть те, кому ваше сообщество лучше обходить стороной?
Я услышала два вопроса, поэтому постараюсь ответить последовательно. Во-первых, мы запланировали и уже подготовили разнообразный ежедневно обновляемый контент. Мы уже работаем над рубрикатором для быстрого поиска информации в наших группах, но в целом, уже сейчас можем выделить несколько видов материалов, среди которых:
методические рекомендации по подготовке к урокам, психологические советы по адаптации, общению с коллегами, учащимися и родителями, полезные и красивые шаблоны для оформления документов и планирования нагрузки, материалы по тайм-менеджменту, «to do»-листы, «лайфхаки», полезные ссылки, обзоры нормативных актов, интервью с молодыми педагогами, авторские видео-курсы, инструкции по работе в различных системах.
Это только часть материала, который уже накоплен и публикация которого запланирована. Мы также начали работать над другими идеями, которыми обязательно поделимся, как только получим первые «плоды».
Ну, а, по поводу ограничений для нашей аудитории, сразу скажу, что мы не устанавливаем барьеров. Конечно, учителям наша группа будет наиболее интересной. Но, мы рекомендуем также подписаться на нас и студентам педагогических специальностей, которые только планируют трудоустройство.
Родителям мы тоже рады. Во-первых, многие учителя являются родителями по совместительству, во-вторых, нам было бы приятно, если бы родители высказывали свое мнение, спорили, обсуждали, да и вообще, прочитали наши рассуждения и поняли, что учителя и родители – не враги и не соперники, а люди, имеющие общие цели. Может, у кого-то из родителей появится чувство эмпатии к учителям и их проблемам. Тогда договариваться нам всем будет легче.
- Среди материалов оказались советы, которые вы даете педагогам. Но для того, чтобы что-то советовать, нужно быть не просто компетентным, а настоящим гуру, на мой взгляд. У Вас есть специалисты, способные взять на себя такую ответственность?
Я понимаю Ваш вопрос и понимаю, что нет ничего хуже непрошенных советов. Не менее ужасны советы, которые вводят в заблуждение. Все наши рекомендации выражают только одно из мнений.
Мы стараемся не использовать язык «назидания» и «нравоучений». Темы, которые мы рассматриваем, это те темы, в которых мы уже приобрели опыт – позитивный или нет (таким мы тоже делимся). К каждой нашей рекомендации можно добавить «на наш взгляд», «в ряде случаев», «может быть полезным».
При подготовке материалов мы стараемся проверять свои ощущения с помощью научной педагогической и психологической литературы. В то же время, большая часть материалов – уникальна.
Как я уже сказала, мы стараемся минимизировать заимствования, либо обозначать авторство. Копирайтинг, все тексты, шаблоны, дизайн – то, что делают сами участники нашего проекта.
А если говорить о компетентности авторов нашего контента, то стоит упомянуть также и то, что к реализации проекта подключена вся наша школа. Наша команда молодых педагогов советуется с педагогами опытными, среди которых, к счастью, достаточно настоящих профессионалов.
- Отвечая на вопросы, Вы упомянули свою команду. Расскажите, кто вместе с Вами занимается реализацией проекта?
Проект начал свою жизнь и, надеюсь, счастливо её продолжит, благодаря молодым педагогам нашей школы. Так случилось, что за время моей работы к нам в школу пришли молодые учителя разных предметов. Кто-то пришел в один год со мной, кто-то на пару лет позже, а кто-то устроен только с этого года и еще продолжает учиться. Педагоги, которые реализуют наш проект очень разные, как мне кажется, по темпераменту, интересам, преподаваемым предметам и по личным целям в образовании. Но объединяет нас с ними не только приблизительно одинаковый возраст, но и схожие условия адаптации, похожие проблемы при разном взгляде на их решения. А разные взгляды – это как раз то, что необходимо для того, чтобы выработать полезные более-менее универсальные механизмы разрешения трудностей.
На данном этапе над нашим проектом трудятся:
Эльвира Фанисовна Камалетдинова, учитель химии, у которой точно всегда можно позаимствовать неравнодушие к работе;
Екатерина Александровна Патрикеева, учитель английского, очень мобильный специалист, который умеет оперативно решать рабочие задачи;
Езипов Александр Витальевич, учитель истории, который умеет поддержать позитивное настроение, что так важно для педагогов;
Галынина Анна Андреевна, творческий и активный учитель начальных классов,
Дарья Сергеевна Фёдорова, ответственный технический специалист,
а также заинтересованные в саморазвитии наши новые педагоги Тихонова Ксения Юрьевна, Грибанова Анастасия Алексеевна, Колпакова Александра Станиславовна и Фадеева Ольга Дмитриевна.
Интервью провела: Камалетдинова Э.Ф.