Найти в Дзене
Это – Москва!
Подписаться

В Сингапур через ОВИР . Часть II*

Аэропорт Шереметьево-2, 80-е годы.
Аэропорт Шереметьево-2, 80-е годы.

* Продолжение.

Товарищ капитан внимательно разглядывал мои документы, конверт с маркой привлек его пристальное внимание, после чего он продемонстрировал его своему коллеге и соискателю за соседним столом и изрек : "Вот у товарища все в полном порядке, все соответствует требованиям, даже, если это "липа", то это не препятствует приему документов и оформлению загранпаспорта.» Так я еще раз убедился в справедливости народной мудрости – бумажка не костыль, но опереться на нее можно. Подшив документы в скоросшиватель с надписью "Дело", капитан велел мне дожидаться почтовой открытки-уведомления о готовности моего паспорта.

Месяц я провел в ожидании ответа, немного опасаясь отказа, так как менее года назад я уволился из Советской Армии с должности начальника вещевой и продовольственной службы, также на меня были возложены обязанности дознавателя военной прокуратуры. Теоретически я был носителем военных секретов, мог раскрыть врагам штатный состав гвардейской танковой дивизии, ее вооружение или сообщить, порочащие армию, данные о преступности среди военнослужащих. Также я знал о строительстве станции РЛС в поселке Бавлены, между городами Кольчугино и Юрьев-Польский во Владимирской области. Место под строительство секретного объекта было выбрано, как одно из самых высоких на Средне-Русской возвышенности (не проверял это по справочникам, но так нам объясняли). К счастью, мои опасения по поводу значимости собственной персоны, как носителя государственных тайн, оказались напрасными, через месяц (+/- пару дней) я утром достал вожделенное приглашение из почтового ящика.

Вручение прошло буднично, пришел-расписался-получил, речей о значимости данного события (как при получении общегражданского паспорта СССР) никто не толкал, инструктажа о правилах поведения советских граждан за рубежом тоже не проводилось. Это меня несколько разочаровало.

Заграничный паспорт СССР.
Заграничный паспорт СССР.

С обретенным загранпаспортом теперь следовало купить авиабилеты. Тогда продажа авиабилетов на международные рейсы в Москве осуществлялась только в одной кассе "Аэрофлота" по адресу: Фрунзенская набережная 4. Авиакомпания была тоже только одна – "Аэрофлот", время "Трансаэро" и "Сибири" еще не наступило. Потеряв примерно полдня в очереди, которая образовывалась задолго до открытия касс, с записью под номером в специальной тетрадке, мне удалось приобрести билет по маршруту Москва Шереметьево-2 - Дубай - Сингапур и обратно. Тогда в кассах не было компьютеров (в современном представлении), оформление занимало значительно больше времени, онлайн-продажа билетов соответственно тоже отсутствовала, на покупку одного билета было потрачено примерно семь часов.

Лететь мне предстояло на борту авиалайнера Ил-62, никаких иностранных лайнеров тогда у "Аэрофлота" не было. Можно пренебрежительно относиться к отечественным самолетам и "Аэрофлоту", но в середине 90-х мой голландский партнер, страдающий аэрофобией, летал из Амстердама в Москву только "Аэрофлотом" и только на Илах. Прихоть свою объяснял мне тем, что прочитав и детально изучив статистику авиакатастроф, он пришел к выводу о минимальном риске для собственной жизни при полете на лайнере "Ильюшин" компании "Аэрофлот". Мы же, наоборот, предпочитали голландскую компания KLM, билет которой хоть и стоил примерно дороже на 20 долларов, но все спиртное на борту было бесплатным. Среднестатистический российский пассажир таким образом по пути в Амстердам путем энергичного потребления алкоголя уже возвращал затраченные средства, а на Родину возвращался в чистом плюсе.

Кассы "Аэрофлота", Фрунзенская наб. 4
Кассы "Аэрофлота", Фрунзенская наб. 4

Теперь предстоял финальный этап - получение визы в посольстве Сингапура. В те старые добрые времена никто в посольствах не требовал страховок, вороха ксерокопий различных документов, выписок с расчетных счетов банков, старых загранпаспортов с предыдущими отметками посещений, бронь в отелях и т.п. . В посольстве Республики Сингапур я просто заполнил анкету, указав название и адрес отеля (его рекомендовал мне мой приятель), предъявил авиабилеты в обе стороны, сдал приглашение с паспортом, и все. Вся процедура заняла не более 20 минут, в офисе посольства было не более 10 посетителей. Через 3 дня мне вернули паспорт с одноразовой визой. Финальный этап оказался самим легким.

Посольство Республики Сингапур, пер. Каменная Слобода (Воеводина) 5.
Посольство Республики Сингапур, пер. Каменная Слобода (Воеводина) 5.

Уладив все бумажные дела, пришло время заняться делами экономическими, а именно приобретением свободно-конвертируемой валюты. В конце 90-го года в СССР был введен коммерческий курс рубля , доллар стал стоить не 63 копейки, а 1 рубль 80 копеек. Этот курс продержался недолго, моментально доллар вырос до курса, превышающего 5 рублей. Выезжающим за пределы СССР в Москве разрешили обменивать 2000 рублей на иностранную валюту один раз в год при предъявлении подтверждающих документов. Проблема была в том, что обмен производился только в одном отделении Внешэкономбанка на Ленинградском проспекте, точный адрес не помню, но располагался он вблизи дворца спорта "Крылья Советов", очереди там были огромные, поэтому пришлось прибегнуть к помощи бывших школьных друзей. Наша школа располагалась вблизи Московского Финансового Института, каждый год многие выпускники поступали туда, из моего класса в 80-м году 5 человек стали студентами финансистами, с учетом знакомых из других школ района, число переваливало за десяток. Некоторые из знакомых стали в дальнейшем очень известными банкирами.

При помощи моей бывшей одноклассницы я и осуществил обмен 2000 советских рублей на 364 американских доллара. Естественно такой размер капитала не позволял в полной мере окупить расходы на поездку и извлечь коммерческую прибыль. Остальная необходимая валюта докупалась через знакомых и на черном рынке, причем тогдашний курс черного рынка не сильно отличился от официального коммерческого.

8 мая 1991 года я был готов полностью к первому в жизни вылету за пределы Родины. Имея при себе сумму СКВ, примерно в восемь раз превышающую разрешенную к вывозу, необходимо было пройти таможенный контроль, главное было держаться непринужденно, изображая беспечного законопослушного гражданина. Для достижения этого состояния я выпил пару банок пива в коммерческом ларьке на Речном вокзале. В зоне вылета за столиком я заполнил обязательную в те времена для всех пассажиров таможенную декларацию. Как показано в комедии Г. Данелии "Паспорт", деклараций на русском языке было мало, на английском - в избытке. Обойдя несколько столиков, я нашел нужный мне экземпляр на великом и могучем. В декларацию я занес 364 доллара, золотое обручальное кольцо, золотую цепочку с крестиком, некоторую сумму советских рублей ( для расплаты с таксистом по возвращении из вояжа) .

Предъявил таможеннику паспорт, авиабилет, таможенную декларацию, на его вопрос о наличии других незадекларированных ценностей и денежных средств - без запинки ответил "нет". Ответ сочли честным и разрешили пройти на регистрацию и сдачу багажа. В те времена аэропорт "Шереметьево" не был оснащен никакими рентгенами (кроме проверки багажа), личный досмотр не проводили, так что не было особого риска для незаконного перемещения валюты и прочей контрабанды. Главное было не выдать себя излишней нервозностью. Зимой того же года мой приятель вывез через "Шереметьево" двух щенков чау-чау в Пекин на продажу, разместив их во внутренних карманах пуховика и накачав водкой. Щенки через сутки в состоянии похмелья обрели новых владельцев на своей исторической родине. Так что совершенное мною тогда преступление по двум статьям уголовного кодекса ( нарушение правил валютных операций и незаконный вывоз валюты) осталось до сих пор безнаказанным. В чем чистосердечно сейчас признаюсь и раскаиваюсь, Не мы такие, время было такое.

Далее получил посадочный талон, пересек государственную границу СССР, сел за столик в кафе, заказал кофе, закурил ( в те благославенные времена курить можно было в любом кафе-баре аэропорта) и стал любоваться самолетами на взлетной полосе, а именно Ил-62, носившем гордое наименование "флагман Аэрофлота". Объявили посадку на рейс Москва-Дубай-Сингапур-Джакарта-Сидней. Мне пора, до встречи через 5 часов в аэропорту Дубай.

Благодарю Вас за внимание! Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста «Нравится» и не забудьте подписаться. Так вы не пропустите новые публикации и поможете в развитии канала.