Найти тему
Генетика для всех

Ура! Они тоже возвращаются! Биология, физика и химия вновь в числе обязательных предметов в 10-11-ых классах российских школ

Оглавление

А что, разве было иначе? Было! Но, к счастью, не долго.

Не прошло и двух лет с момента размещения вот этой статьи,

Естественная наука в старших классах? Давай до свиданья!
Генетика для всех14 марта 2020

в которой я очень горевала о том, что биология, химия и физика перестают быть обязательными предметами в старших классах российских общеобразовательных школ. С 2020-2021 учебного года все 10 классы, а с 2021-2022 и 11 классы, общеобразовательных школ Российской Федерации были переведены на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования (ФГОС СОО).

Напомню, что стандарты диктовали определённые правила, не выполнить которые школа не могла:

1. Определены семь предметных областей. Как минимум один предмет из каждой области должен быть включен в учебный план каждого класса и каждого учащегося
2. Определены девять предметов, обязательных для изучения всеми и каждым. Эти предметы так же должны быть включены в учебный план каждого класса и каждого учащегося:
- русский язык
- литература
- иностранный язык
- история (или Россия в мире)
- математика
- астрономия
- физическая культура
- основы безопасности жизнедеятельности
- родной язык (или родная литература)
3. Всего в учебном плане класса или учащегося не может быть более 11 (12) предметов

Заметили: ни биология, ни физика, ни химия не входили в число обязательных учебных предметов. И ещё туда не входили ни информатика, ни обществознание, ни география...

И вот представьте себе ситуацию, школьный педагогический коллектив, возглавляемый своей администрацией, ломает голову над вопросом: осталось всего три вакансии в учебном плане (предметов же должно быть не более 12, а 9 обязательных уже определены). Какие три предмета из числа необязательных выбросить из учебного плана? Без изучения каких наук оставить старшеклассников своей школы: без биологии, физики, химии, географии, информатики или обществознания?

Спросите: кому и зачем было надо вот так издеваться наш школьной программой?

Кому?

Это мне и сегодня очень интересно узнать. Озвучат ли фамилии "радетелей" об интеллектуальном потенциале моей страны?

Зачем?

А вот об этом, мне думается, я догадываюсь.

В искусственно созданной тупиковой образовательной ситуации либо все три важнейших естественно-научных предмета оказались за бортом среднего образования, либо часть из них, что сделало и изучение оставшихся двух предметов неполноценным. По своей биологии сужу: ну какое её понимание без качественного знания химии и физики?

И чего же в этом страшного? Да ничего, если не обращать внимания на тот факт, что нынешний век (!) научной общественностью объявлен веком биологии. Наиважнейшие научные открытия, могущие кардинально изменить судьбу человечества, ожидаются именно в ней! Мало того, в современном мире такие открытия совершаются именно на стыке естественных наук: например, на стыке биологии и химии или биологии и физики. Подумаешь, кто-то другой, а не мы, совершит эти открытия...

Пусть в последние годы я сама себя всё чаще подозреваю в паранойе, но ответ на вопрос "Зачем?" разве не очевиден? Затем, чтобы ни о каком интеллектуальном потенциале моей страны не было бы и речи.

Они не дождутся (очень хочется в это верить...)

Так вот, с подобным безобразием будет покончено! С 1 сентября 2023 года вводятся обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования. Вводятся они приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022 года № 732.

Заявлены предметы, которые обязательны к изучению каждым старшеклассником России:

- русский язык

- литература

- родной язык и (или) государственный язык республики РФ

- родная литература

- иностранный язык

- второй иностранный язык

- математика

- информатика

- история

- география

- обществознание

- физика

- химия

- биология

- физическая культура

- основы безопасности жизнедеятельности.

Кто забеспокоился об астрономии - не волнуйтесь, она целиком и полностью вошла в курс физики, где, между прочим, и так уже была до её наибесполезнейшего выделения в отдельный предмет. Кто-то заистерил несколько лет тому назад: "Куда астрономию дели?! Россияне не знают, что вокруг чего вращается, Солнце вокруг Земли или наоборот!", и из-за этого старшеклассники начали изучать астрономию дважды: как отдельный предмет, и ещё то же самое на уроках физики.

Кроме того, школа имеет право вводить и дополнительные предметы или курсы по выбору учащихся.

Что стало толчком для такого ну очень быстрого обновления только-только введённых ФГОС СОО? Мне кажется, вы, уважаемые читатели, догадаетесь об этом и сами...