Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – российский и советский художник, литератор и преподаватель, сумевший трудом и дарованием пробиться из провинциальной бедности к вершинам столичной славы и всемирного признания.
Он должен был стать продолжателем семейного дела – стать сапожником, или работником железной дороги, как мечтал с детства. Но у судьбы на него были совершенно другие планы, природа наградила Кузьму Петрова-Водкина талантом художника, который и прославил его на весь мир. Причем, не просто художником, а разносторонней творческой личностью. Его интересовала живопись и графика, монументальное и театрально-декорационное искусство. Когда доктора запретили ему работать с красками, он взялся за перо и создал несколько автобиографических повестей.
Сегодня в рубрике #разборкартины мы с Вами познакомимся с одной из самых знаменитых работ творца, с картиной «Купание красного коня», которая и принесла ему мировую известность.
Во время создания картин Кузьма Петров-Водкин использовал то, чему он научился у мастеров европейского авангардизма и иконописного искусства России. Главный образ – красный конь – здесь видится одним из жеребцов, несущих Илью-пророка или архангела Михаила. Но первоначальной целью художника было изображение бытовой деревенской сцены, участником которой часто был в детстве он сам – мальчишки в озере купают коней.
Петров-Водкин вспоминал о лете 1912 года: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».
Одно из самых революционных произведений живописи – так относились к картине «Купание красного коня», хотя написана она была в 1912 году. Но предпосылки будущих грозных событий как бы заложены в сюжете. Именно красный цвет символизировал изменения в общественном устройстве России в то тревожное время. А Петров-Водкин часто использовал его в своих картинах. Для него красный – значит, красивый. Этот цвет просматривается на многих его полотнах. Но только здесь он несет определенную смысловую нагрузку.
Сам художник не ожидал такой популярности своего произведения, когда его создавал. Он смутно догадывался о том, что скоро грянут какие-то изменения в обществе. Живописец позже, в начале Первой мировой войны, скажет: «Так вот я почему написал «Красного коня». А потом окажется, что автор картины предугадал и последующие события – революцию.
Первые штрихи и первая версия картины были сделаны еще в Гусевке. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, судя по переписке, художник использовал черты своего любимого кузена Шуры.
При этом ученик Петрова-Водкина Сергей Калмыков утверждал, что моделью был он: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. …В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной». Калмыков с 1910 года учился у К. С. Петрова-Водкина. В 1911 году он написал живописную работу с изображением красных коней, купающихся в воде; возможно, что именно эта ученическая работа вдохновила Петрова-Водкина на создание собственной работы на эту же тему.
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего на хуторе.
А теперь давайте рассмотрим полотно поближе.
Для многих полотен Петрова-Водкина характерен минимализм, простота цветового решения. «Купание красного коня» не изобилует деталями. Все просто, плоско по изображению. Много взято у Петрова-Водкина от импрессиониста Анри Матисса и из иконописного искусства Руси.
На переднем плане мы видим фигуру коня, который занял большую часть и выглядит таким крупным, масштабным.
На заднем плане в голубых водах озера резвятся скакуны белого и приглушённого терракотового цвета, вдали розовый берег – на этом фоне окрас ближнего коня выглядит ещё гуще и ярче, выводя его в центральные персонажи полотна не только композиционно, но и по колориту и размеру. Фигура его огромна, она занимает половину картины и выписана не полностью – не хватило холста, но зритель чётко представляет гигантские размеры могучего животного в полный рост и невольно благоговеет перед его мощью.
Если от других коней и их наездников расходятся плавные волны, то от копыта красного коня рождается бурлящий водоворот. Вместе с тем сильное и мускулистое тело животного не лишено грации. На его крепкой спине, придерживая одной рукой повод, ловко сидит обнажённый молодой всадник. Юноша, почти подросток, кажется задумчивым и даже отрешённым, но он, безусловно, правит – конь косит глазом и прислушивается, не потянет ли хозяин за уздечку.
Композиция такова, что зритель видит коня сбоку, а пейзаж – озеро с берегами – сверху.
На картине не видно неба, она выглядит плоско и несколько театрально. Словно декорация к чему-то грандиозному, что ожидает главных героев впереди.
Полотно поражает красочностью, яркостью, масштабом; колорит картины построен на контрасте синего и красного цветов.
Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году. Успех был колоссальный. Современники увидели в нем предчувствие грядущего обновления, очищения. Картина висела над дверью зала. Критик Всеволод Дмитриев назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться».
В наше время картина также остается востребованной. Многие зарубежные почитатели русского искусства видели ее на международных выставках, устроенных в городах Японии, США, Франции.
Но если раньше произведение воспринимали как символ революции, то теперь это символ русского искусства, его божественного начала, истоки которого в народном иконописном творчестве.
А какие эмоции картина вызывает у Вас?