...или новые открытия при просмотре старых-старых сказок фильмов.
Сегодня мы с интересом припомним замечательную постановку Ленинградского БДТ: спектакль «Ханума» 1972 года.
(Напомню: направленность данной рубрики – отдельные моменты, детали открытия и всякого рода пасхалочки, обнаруженные в любимых фильмах внезапно и вдруг, при очередном стотысячном просмотре. Здесь - не о сюжете в подробностях, не об истории создания (нечего у других хлеб отбирать). А о личных «удивлялках»).
Итак, «Ханума» блистательная! Спектакль-водевиль по пьесе Цагарели, украшенный волшебными стихами Орбелиани. Помните?
Только я глаза закрою — передо мною ты встаешь!
Только я глаза открою — над ресницами плывешь!
О царица, до могилы я — невольник бедный твой,
Хоть убей меня, светило, я — невольник бедный твой.
Ты идешь — я за тобою: я — невольник бедный твой,
Ты глядишь — я за спиною: я — невольник бедный твой!
Что смеяться надо мною? Я — невольник бедный твой,
И шепчу я сам с собою: «Чем тебе я нехорош?»
Только я глаза закрою — предо мною ты встаешь!
Только я глаза открою — над ресницами плывешь!
Удивительная магия поэзии, музыки, танцев вкупе с декорациями, костюмами, женскими усиками, густыми сросшимися мужскими бровями, характерным акцентом… Неповторимый колорит Грузии. И это при том, что в труппе ни одного грузинского артистаJ Воистину, пьеса переработана и поставлена бережно, с огромной любовью
Здесь любуешься всеми, от престарелого выпивохи и ловеласа князя Пантиашвили до танцоров-кинто, среди которых я только недавно обнаружила и женщину, переодетую мужчиной. Кстати, Гулико, немолодую, но шуструю невесту, таки дождавшуюся своего князя до финала, изображает мужчина, хе-хе, и просто уморительно.
Но в этот раз я с особым интересом стала присматриваться к Микичу Котрянцу, богатейшему купцу, бывшему сапожнику , пробившемуся в нувориши. Всё у него есть – и деньги, и бизнес, как сейчас сказали бы и роскошный дом. Да вот беда: титула нет. Заветная мечта – украсить дверце кареты гербом, пусть не своим, так хотя бы возможного зятя. Вот и зацапал дочке жениха-князя. Мало ли, что тот ей даже не в отцы, а в деды годится, зато князь! А без герба – жизнь не та, хоть и пальцы в перстнях…
Вот на эти-то пальцы, длинные, аристократичные, я и обратила, наконец, внимание. Очень уж выразительно красивые при ближайшем рассмотрении оказались руки у купца-сапожника.
Оно понятно, скажете вы, это ж актёр, в конце концов. А не купец! Неважный из тебя Ш. Холмс, дорогой товарисч… Ну да. Мне просто интересно стало. Внезапно и вдруг кого-то мне он напомнил.
Нашла статью об артисте БДТ Вадиме Медведеве – и хлопнула себя по лбу. Ну конечно!
Вот он ещё в одной роли. Тоже культовой.
Да-да. Евгений Онегин. Фильм-опера 1958 года. Конечно, моложе, но стать, осанка, аристократизм!.. Он же – герцог Орсино из «Двенадцатой ночи». Он же Томский в «Пиковой даме». Он же Телегин из первой версии «Хождения по мукам».
И – купец в «Хануме». Потрясающий купец, я вам скажу, изумительная личность, искромётная, обаятельная.
Вот есть такое понятие «испанский стыд», когда за чей-то поступок чувствуешь себя неловко. Интересно, а существует ли термин от обратного? Если вдруг обуревает невероятная гордость, и просто раздуваешься от важности, будто это ты сама невероятно талантлива и многогранна и умеешь создавать таких ярких и абсолютно разных персонажей. Честное слово, я очень рада открыть для себя этого талантливого актёра. Ведь чаще всего мы запоминаем тех, с чьими фильмами и ролями вырастаем, а о тех, кто творил до нашего рождения, мало что знаем.
...и несколько озарений по ходу пьесы
В предыдущие просмотры я, как должное, воспринимала, что Ханума донимает старого князя брачным контрактом. Собственно, она и интригу целую закручивает ради того. И в конце концов князь подписывает бумагу, в которой обязуется жениться именно на Гулико, сосватанной ему Ханумой. Вот так. Ведь в Грузии конца XIX века, как и во всей Российской Империи, вовсю действовали брачные договоры, подкрепляемые законом. С одной стороны - защищались права невесты: обещал – женись, или под суд! С другой – чётко прописывалось приданое, и тут уж жених мог справедливо возмутиться, не получив оговоренного. Сакраментальное «Обручён-с» господина Паратова из другой пьесы и в самом деле означало взятые на себя юридические обязательства, разорвать которые порой было весьма чревато. Тут возвратом кольца не обойдёшься. Можно было и в тюрьму угодить.
(Кстати, в «Сильве» достаточно подробно развёрнута сцена подписания подобного договора – как торжественная процедура при нотариусе и свидетелях.)
И ещё: музыка в спектакле, заполняющая паузы. В этнические напевы волынки и зурны временами отчётливо вклиниваются саксофон и рояль, придавая звучанию этакий оттенок блюза. Это красиво. Это просто красиво.
Пересмотрите «Хануму», создайте себе прекрасное настроение!
И подписывайтесь на канал! Поддержите автора!
АНОНС. В планах - обзоры своих книг, выкладка фанфика по Вселенной Ехо