Всем здравствуйте! Сегодня хочу ответить на вопрос о том, как выбрать азбуку среди такого большого числа имеющихся книг в магазине. Раньше терялись в ярких обложках, но хотя бы название было одно- "Азбука", было ясно, что здесь даны буквы, изучение алфавита. То сейчас встречаются "Азбука логопедическая", "Азбука с большими буквами для малышей", "Азбука в сказках" и так далее. Вот я хотела бы остановиться на азбуке классической и логопедической. Родители детей, имеющих ЗРР, сразу обращают внимание на прилагательное "логопедическая" и хотят приобрести данную книгу, только не знают, а что там внутри, в чем ее отличие.
Итак, азбука логопедическая имеет следующие особенности:
1. На каждой странице, где изучается буква даны рекомендации для родителей, которые позволят правильно научить ребенка проговаривать данный звук. Имеется инструкция, как правильно расположить артикуляционные органы, задействованные при произнесении звука.
2. Даны иллюстрации, опираясь на которые ребенок может попробовать произнести звук сам и исправить, если у него что-то не будет получаться с первого раза.
3. Логопедические стишки, скороговорки, способствующие автоматизации выученного звука. Одно дело- звук получить, а другое- потренировать так, чтобы он успешно вошел в речь и больше не пропадал. Вот для этой цели в логопедических азбуках и букварях имеются дополнительные упражнения, специально подобранные тексты, где часто встречается новый звук.
4. Пальчиковая огимнастика и артикуляционная гимнастика. Упражнения позволяют потренировать мышцы артикуляционного аппарата перед тем, как вы вместе с ребенком начнете вводить новые звуки.
Вот, в принципе и все. Остальное содержание абсолютно идентичное, что и в классической азбуке: буквы изучаются в том же порядке, согласно русскому алфавиту, так же приводится несколько слов для поиска выученной буквы, определение ее местонахождения в слове, даются задания для малыша, где нужно обвести букву пальцем или дорисовать по образцу, приклеить наклейки и так далее.
Хочу сказать, что некоторые азбуки расширяются до букваря, то есть на обложке написано "Азбука", а по содержанию она ничем не уступает обыкновенному букварю, только считаю, что в этом случае стоит сразу указывать, что это пособие помогает научить ребенка читать. Сейчас поясню: азбука- это книга, в которой представлены буквы алфавита. Все. А букварь-это книга, в которой буквы начинают объединяться в слоги и слова, то есть по ней ребенок учится читать. И листая современные книги, я вижу, что эта грань часто стирается, там где указано "Азбука" даны не только буквы, а еще и задания для прочтения, а в "Букваре" бывает наоборот, представлены только буквы, а о слогах речи даже и нет. Поэтому хотелось бы четкого разделения, если вы продаете азбуку, то пусть внутри будет именно она.
Так, что же все-таки лучше выбрать, обычную азбуку или логопедическую? Если ваш ребенок испытывает трудности в постановке звуков, с трудом их произносит или же отказывается называть сложный для него звук- вам нужна логопедическая азбука. Она в игровой увлекательной форме сможет объяснить ребенку, как нужно расположить язык, зубки, как надуть щечки, чтобы звук получился чистым и красивым. Плюс это огромная помощь маме, у которой нет соответствующего образования, но она хотела бы заниматься с детьми дома самостоятельно. ей не придется тратить много сил и времени для поиска нужной информации, заданий для закрепления материала, это все уже есть в логопедической азбуке.
Если же ваш ребенок чистенько произносит звуки и вы видите, что нет никаких трудностей в овладении родным языком, то достаточно будет приобрести простую книгу под названием "Азбука" и вместе с ребенком окунуться в мир новых для него знаний. В любом случае современные книги полны яркими иллюстрациями и дополнительными заданиями, уже вряд ли удастся найти книгу, где есть только одни буквы. Сейчас все очень красочно, дополнено интересными идеями, чтобы сразу привлечь внимание ребенка и заинтересовать его.
Спасибо за ваше внимание.