Китай и Штаты на протяжении последних лет живут в режиме неослабевающего взаимного напряжения. И чтобы это напряжение не вылилось в итоге в глобальную катастрофу, в том числе в виде мощного военного противостояния, нужно нечто вроде компромисса и и проявления направленной политической воли с обеих сторон. Китайцы говорят так: «если хочешь поймать рыбу, не лезь на дерево». Однако Вашингтон и Пекин лезут на дерево все выше.
Так почему же нет никаких признаков политической воли и компромисса ни со стороны Пекина, ни со стороны Вашингтона?
Существует несколько причин, по которым 🐉Си Цзиньпин🐉 может не желать идти на компромисс.
- Очевидный козырь Пекина — затяжная рецессия Америки.
- Пекину опасно идти на компромисс с Америкой, так как, возможно, Си Цзиньпин считает, что стратегической целью Соединенных Штатов является ослабление Китая и провокация смены режима в Китае.
- Конфликт США и Китая вокруг Тайваня не может быть решен мирным путем. Никакая дипломатия здесь не поможет.
Существует несколько причин, по которым 🦅Байден🦅 может не желать идти на компромисс.
- Возможно, подобно администрации Трумэна в конце 1940-х годов по отношению к Советскому Союзу, администрация Байдена считает, что Соединенные Штаты должны существенно укрепить себя и своих союзников до того, как начать договариваться с Китаем. Таким образом, сейчас Вашингтону рано идти на компромисс.
- Возможно, с точки зрения внутренней политики, США слишком опасно вести серьезные переговоры с Китаем. Так как это сделает уязвимой администрацию для эффективных атак республиканцев.
- Возможно, Америка верит, что в обозримом будущем Пекин применит военную силу для объединения Тайваня с материком. Таким образом, Штаты фокусируются на сдерживании Поднебесной и наращивании оборонных сил Тайваня.
Вспомним историю… Полвека назад Киссинджер в первые годы правления администрации Никсона вел усиленные и продолжительные переговоры с Москвой для устранения мощных разногласий в двусторонних отношениях. То была реально интенсивная двусторонняя дипломатия, которая сыграла решающую роль для предотвращения американо-советского конфликта в 1973 году. Так вот, возвращаясь к опасности тайваньского конфликта, в текущий момент нет ни такой политической основы, как в случае с СССР, ни такой интенсивной двусторонней дипломатии между Штатами и Китаем.
Ну и закономерный вопрос — вероятность войны США-Китай большая? Да, безусловно, да. Без войны никак.
Особенности ситуации с Тайванем
Тайвань — остров. Когда начнется война, Америке будет невозможно доставить какие-либо войска или припасы на Тайвань. В этом смысле для Штатов ситуация сильно отличается от украинской модели, в которой Соединенные Штаты и их союзники могут постоянно отправлять припасы на украинскую территорию.
Согласно отчету Центра стратегических и международных исследований (CSIS), Вашингтону рекомендуется начать действовать уже в ближайшее время, если Вашингтон хочет добиться успеха в тайваньском конфликте.
Рекомендации для Вашингтона:
- Укреплять базы США в Японии и на Гуаме для защиты от китайских ракетных ударов;
- Перевести военно-морские силы на более мелкие и более живучие корабли;
- Поставить в приоритет подводные лодки;
- Поставить в приоритет устойчивые бомбардировщики;
- Производить более дешевые истребители;
- Подтолкнуть Тайвань к реализации аналогичной стратегии, вооружившись более простыми оружейными платформами, а не дорогими кораблями, которые будут быстро ликвидированы под китайскими ударами.
Такая политика сделает победу менее дорогостоящей для американских вооруженных сил, но потери все равно будут высокими — говорится в отчете CSIS.
«Соединенные Штаты могут одержать так называемую Пиррову победу, страдая в долгосрочной перспективе больше, чем «побежденные» китайцы». То есть Америка как бы проигрывает в любом случае — неважно, за кем останется Тайвань.
Когда реально может грянуть война? Может внезапно. Например, сейчас в западных СМИ наблюдается всплеск новостных спекуляций на эту тему. Аналогичным образом наблюдался рост количества сообщений с военными прогнозами в том же Твиттере в начале февраля прошлого года.