Почему я считаю, что прошедший год ознаменовал окончание целой эры космических исследований? Потому что были закрыты треки, запущенные лет 15 назад!
Какие три вопроса о будущем космических исследований я считаю основными? Те, которые вы, дорогие читатели, озвучиваете чаще всего:
- Будет ли реализована программа «Артемида»?
- Будет ли Starship действительно работать?
- Не загрязнит ли человечество низкие околоземные орбиты настолько, что закроет себе доступ в космос?
Давайте кратко по порядку
О закрытых треках
Почти два десятилетия и 10 миллиардов долларов потратило NASA на создание телескопа имени Джеймса Уэбба. Да, запущен он был в самом конце 2021 года, но первую половину 2022 он проходил обширный процесс развёртывания и ввода в эксплуатацию своих научных приборов.
SLS. По-настоящему монструозная программа, проглотившая, не поперхнувшись, более 20-ти миллиардов долларов. Но, если телескоп имени Джеймса Уэбба, дал толчок в развитии новых передовых технологий, то в программе создания SLS даже задачи такой не было. Тем не менее, миссия «Артемида 1» успешно стартовала и завершилась.
Коммерческие космические пилотируемые корабли. В 2011 гоу закончилась эра шаттлов. Спустя три года, NASA выбрало Boeing и SpaceX для завершения разработки их кораблей: Starliner и Crew Dragon. Это вложение американского агентства можно считать самым удачным. Судите сами, несмотря на то, что Starliner, судя по всему, только в этом году совершит свой первый пилотируемый полёт, благодаря успеху SpaceX, США не только получили доступ на МКС со свой территории на собственном корабле, но и запустило развитие целого рынка коммерческих космических услуг — инвесторы начали гораздо более активно вкладываться в частные космические стартапы.
Попытка заглянуть в будущее
Как скоро закроют «Артемиду»?
Из-за директив Конгресса NASA до конца 2010-х тратило весь свой бюджет, отведённый на исследования, на строительство ракеты-носителя SLS и космического корабля Orion, ничего при этом не вкладывая в разработку программы, которая сказала бы, что с ними вообще делать.
Программу «Артемида», собственно, утвердили-то три года назад. Проблема в том и заключается, что её выстраивали вокруг разрабатываемых (устаревших) средств, а не средства разрабатывали под неё.
Конгресс вообще только в текущем финансовом году (2022-2033), наконец, активизировался и полностью профинансировал программы по разработке лунного посадочного модуля и скафандров для Луны. Это за два с небольшим года до первоначально запланированной высадки!
«Артемида» — самый сложный проект, который NASA решило реализовать, со времен программы «Аполлон». Он намного сложнее «Аполлона», ведь речь о создании долгосрочной программы исследования дальнего космоса. Это огромная финансовая, управленческая и техническая проблема, и, честно говоря, далеко не очевидно, что NASA и его подрядчики справятся с этой задачей.
Вот, что ещё интересно. Если рынок частных космических услуг действительно будет развиваться хотя бы вполовину от того, что заявлено различными компаниями, программа «Артемида» к моменту высадки на Луну полностью потеряет свою и без того довольно слабую актуальность. Ни Orion ни, тем более, SLS будут просто не нужны с вводом в эксплуатацию хотя бы Starship.
Частники. Тут мы, собственно, подходим к тем, кто составил конкуренцию государственным корпорациям. В начале этого года SpaceX осуществила двухсотый успешный запуск своей РН Falcon 9. Монструозная, сидящая на государственных контрактах, ULA была вынуждена перейти от своих РН Delta и Atlas к Vulcan в попытке найти более экономичный ответ Falcon 9.
На начало 2023 года SpaceX, одна частная компания, управляет крупнейшей спутниковой группировкой в мире. Наряду с Россией и Китаем, космическими державами, имеет собственный пилотируемый корабль, который NASA использует использует для доставки экипажей на МКС. Ну и на подходе первый орбитальный полёт макета полностью многоразовой системы Starship-Super Heavy.
Можно сколько угодно спорить о достоинствах и недостатках Илона Маска, но, как по мне, странно отрицать тот факт, что ракетно-космическая отрасль, какой она становится сейчас, принципиально отличается от той, какой мы её знали до SpaceX, и с которой человек впервые шагнул в космос. Мы буквально наблюдаем её эволюцию.
Только за последние два года NASA выделило более полумиллиарда долларов четырём различным группам компаний во главе с Axiom Space, Blue Origin, Nanoracks и Northrop Grumman для начала проектирования и строительства частных космических орбитальных станций (видео обо всех, включая проектируемые).
Там ещё много вопросов. Взять хотя бы тот факт, что компаниям необходимо разработать принципы работы, удобные и доступные инструменты, благодаря которым в услугах этих станций заинтересуются самые разные клиенты. Тем не менее, согласно имеющейся информации, то же NASA уже готово ежегодно тратить около 1 миллиарда долларов на приобретение коммерческих услуг, которые будут предоставлять операторы этих станций.
Правда, нельзя не отметить тот факт, что SpaceX уникальна. Ни одна другая компания и близко не подошла к её результатам. Это может говорить о том, что либо нас ждёт череда крутых взлётов других компаний в ближайшие годы, либо компания Маска так и останется исключением, которое смогло быть реализовано по стечению ряда обстоятельств, а этот «толчок» в развитии частной космонавтики окажется иллюзией. Посмотрим.
Во многом это зависит от того, будет ли работать Starship... Программа SpaceX Starship, возможно, является самым амбициозным проектом в истории ракетно-космической индустрии. Это не только самая большая, но и полностью многоразовая система, которая, помимо прочего, теоретически может позволить людям летать в миры за пределами системы Земля-Луна. Это по-настоящему беспрецедентно!
Тут интересно то, что даже после реализации и без того не самой простой задачи, запустить эту систему в космос, совершенно не будет гарантии того, что она заработает.
Слишком много ещё нереализованных технологий связаны непосредственно с кораблём Starship. SpaceX необходимо будет разработать и протестировать различные варианты корабля:
- для доставки спутников на низкую околоземную орбиту,
- проведения операций по дозаправке,
- посадки на Луну, а затем на Марс.
Но для того, чтобы Starship по-настоящему раскрыл свой потенциал, он должен возвращаться на Землю и иметь возможность быстрой подготовки к повторному полёту не хуже Falcon 9, а это, глядя из сегодняшнего дня, будем честны, выглядит довольно фантастично даже для SpaceX.
Более того, взлёт SpaceX и коммерческой космической индустрии стали, пожалуй, самыми важными факторами с 2010 года. Однако после SpaceX есть лишь несколько небольших компаний, таких как Planet, которые смогли достичь прибыльности на этом поприще. Иными словами, это опасное время для коммерческой космической отрасли, как с точки зрения финансирования, так и технической готовности.
Тем не менее, предлагаю быть честными до самого конца — полностью функциональный Starship буквально разрушит сегодняшнюю космическую индустрию. Если же он так и не заработает, предстоящее десятилетие в итоге мало чем будет отличаться от предыдущего.
Осталось сказать про закрытие доступ в космос. Около десяти лет назад на различные орбиты запускалось в среднем от 80 до 100 спутников в год. В 2017 году ежегодное число превысило 300. К 2020 году ежегодное количество запускаемых объектов впервые превысило 1000, а в прошлом — 2000 штук. Сейчас есть Starlink, а с появлением новых сетей широкополосной космической связи, таких как Project Kuiper от Amazon, можно ожидать дальнейшего роста.
Некоторые эксперты всё чаще говорят о том, что мы в ближайшее время начнём терять те или иные орбиты из-за космического мусора, который образуется в результате нашего бездумного их использования.
Вопрос максимально дискуссионный. С точки зрения законодательства им начинают заниматься только сейчас, а это уже вполне может быть поздно.
А как бы вы ответили на эти три вопроса? Может вас больше интересуют другие вопросы о будущем космических исследований? Давайте обсудим.
Чтобы не пропускать новости о космической индустрии, подписывайтесь на канал, а также на каналы в Telegram и ВК, ну и делитесь постом с друзьями, которым интересна эта тема.