Найти тему
Science & Future

2022 г. стал концом предыдущей космической эры. 3 главных вопроса о будущем космических исследований: «Артемида», Starship и доступ в космос

Оглавление

Почему я считаю, что прошедший год ознаменовал окончание целой эры космических исследований? Потому что были закрыты треки, запущенные лет 15 назад!

Какие три вопроса о будущем космических исследований я считаю основными? Те, которые вы, дорогие читатели, озвучиваете чаще всего:

  1. Будет ли реализована программа «Артемида»?
  2. Будет ли Starship действительно работать?
  3. Не загрязнит ли человечество низкие околоземные орбиты настолько, что закроет себе доступ в космос?

Давайте кратко по порядку

О закрытых треках

Почти два десятилетия и 10 миллиардов долларов потратило NASA на создание телескопа имени Джеймса Уэбба. Да, запущен он был в самом конце 2021 года, но первую половину 2022 он проходил обширный процесс развёртывания и ввода в эксплуатацию своих научных приборов.

SLS. По-настоящему монструозная программа, проглотившая, не поперхнувшись, более 20-ти миллиардов долларов. Но, если телескоп имени Джеймса Уэбба, дал толчок в развитии новых передовых технологий, то в программе создания SLS даже задачи такой не было. Тем не менее, миссия «Артемида 1» успешно стартовала и завершилась.

Коммерческие космические пилотируемые корабли. В 2011 гоу закончилась эра шаттлов. Спустя три года, NASA выбрало Boeing и SpaceX для завершения разработки их кораблей: Starliner и Crew Dragon. Это вложение американского агентства можно считать самым удачным. Судите сами, несмотря на то, что Starliner, судя по всему, только в этом году совершит свой первый пилотируемый полёт, благодаря успеху SpaceX, США не только получили доступ на МКС со свой территории на собственном корабле, но и запустило развитие целого рынка коммерческих космических услуг — инвесторы начали гораздо более активно вкладываться в частные космические стартапы.

Попытка заглянуть в будущее

Как скоро закроют «Артемиду»?

-2

Из-за директив Конгресса NASA до конца 2010-х тратило весь свой бюджет, отведённый на исследования, на строительство ракеты-носителя SLS и космического корабля Orion, ничего при этом не вкладывая в разработку программы, которая сказала бы, что с ними вообще делать.

Программу «Артемида», собственно, утвердили-то три года назад. Проблема в том и заключается, что её выстраивали вокруг разрабатываемых (устаревших) средств, а не средства разрабатывали под неё.

Конгресс вообще только в текущем финансовом году (2022-2033), наконец, активизировался и полностью профинансировал программы по разработке лунного посадочного модуля и скафандров для Луны. Это за два с небольшим года до первоначально запланированной высадки!

-3

«Артемида» — самый сложный проект, который NASA решило реализовать, со времен программы «Аполлон». Он намного сложнее «Аполлона», ведь речь о создании долгосрочной программы исследования дальнего космоса. Это огромная финансовая, управленческая и техническая проблема, и, честно говоря, далеко не очевидно, что NASA и его подрядчики справятся с этой задачей.

Вот, что ещё интересно. Если рынок частных космических услуг действительно будет развиваться хотя бы вполовину от того, что заявлено различными компаниями, программа «Артемида» к моменту высадки на Луну полностью потеряет свою и без того довольно слабую актуальность. Ни Orion ни, тем более, SLS будут просто не нужны с вводом в эксплуатацию хотя бы Starship.

Частники. Тут мы, собственно, подходим к тем, кто составил конкуренцию государственным корпорациям. В начале этого года SpaceX осуществила двухсотый успешный запуск своей РН Falcon 9. Монструозная, сидящая на государственных контрактах, ULA была вынуждена перейти от своих РН Delta и Atlas к Vulcan в попытке найти более экономичный ответ Falcon 9.

-4

На начало 2023 года SpaceX, одна частная компания, управляет крупнейшей спутниковой группировкой в мире. Наряду с Россией и Китаем, космическими державами, имеет собственный пилотируемый корабль, который NASA использует использует для доставки экипажей на МКС. Ну и на подходе первый орбитальный полёт макета полностью многоразовой системы Starship-Super Heavy.

Можно сколько угодно спорить о достоинствах и недостатках Илона Маска, но, как по мне, странно отрицать тот факт, что ракетно-космическая отрасль, какой она становится сейчас, принципиально отличается от той, какой мы её знали до SpaceX, и с которой человек впервые шагнул в космос. Мы буквально наблюдаем её эволюцию.

Только за последние два года NASA выделило более полумиллиарда долларов четырём различным группам компаний во главе с Axiom Space, Blue Origin, Nanoracks и Northrop Grumman для начала проектирования и строительства частных космических орбитальных станций (видео обо всех, включая проектируемые).

Концепт околоземной станции «Вояджер»
Концепт околоземной станции «Вояджер»

Там ещё много вопросов. Взять хотя бы тот факт, что компаниям необходимо разработать принципы работы, удобные и доступные инструменты, благодаря которым в услугах этих станций заинтересуются самые разные клиенты. Тем не менее, согласно имеющейся информации, то же NASA уже готово ежегодно тратить около 1 миллиарда долларов на приобретение коммерческих услуг, которые будут предоставлять операторы этих станций.

Правда, нельзя не отметить тот факт, что SpaceX уникальна. Ни одна другая компания и близко не подошла к её результатам. Это может говорить о том, что либо нас ждёт череда крутых взлётов других компаний в ближайшие годы, либо компания Маска так и останется исключением, которое смогло быть реализовано по стечению ряда обстоятельств, а этот «толчок» в развитии частной космонавтики окажется иллюзией. Посмотрим.

Во многом это зависит от того, будет ли работать Starship... Программа SpaceX Starship, возможно, является самым амбициозным проектом в истории ракетно-космической индустрии. Это не только самая большая, но и полностью многоразовая система, которая, помимо прочего, теоретически может позволить людям летать в миры за пределами системы Земля-Луна. Это по-настоящему беспрецедентно!

-6

Тут интересно то, что даже после реализации и без того не самой простой задачи, запустить эту систему в космос, совершенно не будет гарантии того, что она заработает.

Слишком много ещё нереализованных технологий связаны непосредственно с кораблём Starship. SpaceX необходимо будет разработать и протестировать различные варианты корабля:

  • для доставки спутников на низкую околоземную орбиту,
  • проведения операций по дозаправке,
  • посадки на Луну, а затем на Марс.

Но для того, чтобы Starship по-настоящему раскрыл свой потенциал, он должен возвращаться на Землю и иметь возможность быстрой подготовки к повторному полёту не хуже Falcon 9, а это, глядя из сегодняшнего дня, будем честны, выглядит довольно фантастично даже для SpaceX.

Более того, взлёт SpaceX и коммерческой космической индустрии стали, пожалуй, самыми важными факторами с 2010 года. Однако после SpaceX есть лишь несколько небольших компаний, таких как Planet, которые смогли достичь прибыльности на этом поприще. Иными словами, это опасное время для коммерческой космической отрасли, как с точки зрения финансирования, так и технической готовности.

Тем не менее, предлагаю быть честными до самого конца — полностью функциональный Starship буквально разрушит сегодняшнюю космическую индустрию. Если же он так и не заработает, предстоящее десятилетие в итоге мало чем будет отличаться от предыдущего.

Осталось сказать про закрытие доступ в космос. Около десяти лет назад на различные орбиты запускалось в среднем от 80 до 100 спутников в год. В 2017 году ежегодное число превысило 300. К 2020 году ежегодное количество запускаемых объектов впервые превысило 1000, а в прошлом — 2000 штук. Сейчас есть Starlink, а с появлением новых сетей широкополосной космической связи, таких как Project Kuiper от Amazon, можно ожидать дальнейшего роста.

Некоторые эксперты всё чаще говорят о том, что мы в ближайшее время начнём терять те или иные орбиты из-за космического мусора, который образуется в результате нашего бездумного их использования.

Вопрос максимально дискуссионный. С точки зрения законодательства им начинают заниматься только сейчас, а это уже вполне может быть поздно.

А как бы вы ответили на эти три вопроса? Может вас больше интересуют другие вопросы о будущем космических исследований? Давайте обсудим.

Чтобы не пропускать новости о космической индустрии, подписывайтесь на канал, а также на каналы в Telegram и ВК, ну и делитесь постом с друзьями, которым интересна эта тема.