Размышления о фильме «Пустошь тьмы и зла» (“The Dark and the Wicked”, directed by Bryan Bertino, 2020).
Атмосферный, мрачный, беспощадный фильм ужасов, история о грандиозной тёмной силе, которая жаждет сожрать плоть и душу любого, кто окажется на её пути, и самое главное, что привлекает внимание, нет объекта, зритель не узнает, как выглядит то, что убивает, это страх и тьма, ибо у тьмы нет лица, нет облика, она просто тёмный ветер, который подавляет разум и уничтожает.
Воистину восхищает беспощадность режиссёра, с какой тщательностью он истребляет всех своих персонажей. Аллюзией к этому стала массовая резня стада овец, словно Бертино даёт понять, что ни один человек в мире земном не устоит против Тёмного и Нечестивого, - The Dark and the Wicked, - что кроется по ту сторону видимой реальности, однако это преследует каждого, и успешно жрёт плоть и душу, внушая образы ошибочные, лживые, путая сознание, ломая ровные пути. Фильм может отпугнуть излишней медлительностью, затянутостью, я смотрел кино, будучи в сильно уставшем состоянии, и жутко хотелось спать, однако даже в таком состоянии не мог не оценить высокого качества произведения, умело созданной мрачной, безвыходной атмосферы страха и ужаса.
Нельзя не провести аналогию между двумя фильмами «Пустошь тьмы и зла» и «Обитель страха» (2018), основные моменты роднят весьма плотно: мощная мрачная атмосфера, правильный саундтрек, депрессивность, отдалённая ферма, видения, страх, тёмная сила, огромное пустынное пространство. В фильме Бертино жизнь современная, потому есть смартфоны и соседи, но все они (и соседи, и смартфоны) тоже подвержены нападениям тёмной энергии, да и где-то есть жизнь вокруг фермы, однако она тоже как бы за границей видимого мира. Всё, что происходит в этих фильмах, это внутри пустошей, кои делят пополам те, кто ещё живут, и те, кто умерли, воссоединившись с тёмной энергией.
История здесь такая:
Штат Техас. Ферма, вдали от активных районов. Владельцы занимаются овцеводством. Ныне глава фермы лежит при смерти, не реагирует на окружающий мир, его жена всё ещё ведёт хозяйство, больше, по привычке, да и просто ради того, чтобы делать хоть что-то, может, ещё и потому, что продолжать плодить овец было последней волей её мужа до того, как он утратил сознание и стал полутрупом с приборами жизнеобеспечения.
На ферму приезжают Майкл и Луиза, они обеспокоены поведением матери, особенно последним её заявлением, чтобы они ни при каких обстоятельствах не приезжали на ферму. И даже когда они приехали, то неустанно говорила, чтобы они уезжали, и как можно быстрее. Но как бросить мать? А она не напрасно прогоняла их, ибо каждый день сталкивалась с проявлениями мощной тёмной силы, которая желала разорвать плоть и душу её мужа. Потому день и ночь и боролась с тьмой, и охраняла мужа.
Всё это можно было бы объяснить безумием, когда человек вдруг лишается самого для себя дорогого, и боится остаться в одиночестве. Словно со смертью мужа она будет обречена на влачение жизни посреди этого тёмного и пустого пространства. Она хваталась за жизнь мужа, продлевая её день за днём, делая всё, чтобы он не умер, словно он был спасательным кругом во время шторма. Понятно, что она начала думать, что Нечто Тёмное и Нечестивое хочет уничтожить её понятный и приятный мир.
Так дети столкнулись с холодным мраком на родной ферме. Здесь поселился страх. События разделены на дни недели, начинаются в понедельник. Воистину, все ужасы этого мира начинаются в понедельник. На Майкла и Луизу обрушиваются все эти потоки, видения, тени, завывания волков... Здесь подразумевается библейская притча о волке, который есть хищник, обманывающий и похищающий души (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 15), то бишь, речь идёт о дьяволе. Потому такое противопоставление, где есть овцеферма, а вокруг воют волки, которых ни разу не покажут, но - они рядом, они приближаются, они угрожают.
Активизация началась после смерти матери, она убивает себя под воздействием тёмных сил. Теперь наследники начали думать, что им делать, ведь у каждого есть своя жизнь за пределами фермы, у Майкла есть жена и две дочери, а у Луизы вроде как есть работа. Но им было не суждено выбраться с фермы. Ибо каждое событие затягивало в мир кошмаров всё глубже. И даже отчаянный рывок Майкла прочь не принёс ему необходимого счастья. Ни ему, ни его семье. Сцена возвращения Майкла в дом родной, надо сказать, весьма мощная, за это можно хвалить. Как и за многое другое.
Точно так же, как Неведомый Ужас устроил массовую резню среди овец, была устроена массовая резня и среди персонажей. Некоторые из них были похожи на живых, но сложно сказать, действительно ли они были живыми, например, священник или дочка соседа, убившего себя. Есть подозрение, что они тоже были мёртвыми, даже до того, как священник, в исполнении эпичного актёра Ксандера Беркли, пришёл в дом к Майклу и Луизе и попил с ними чай.
Мне понравилось и то, что сиделка, которая приходила помогать ухаживать за умирающим стариком, говорящая, что тьме и злу можно противостоять только любовью, и если есть добро в сердце, если есть любовь, то Волк не коснётся, не причинит вреда. Нет, не спасли ни любовь, ни добро. Волк и прикоснулся, и причинил вред. Она была единственным персонажем, вызывающим симпатию и сожаление, однако, сценарист и режиссёр Бертино не напрасно заслужил от меня титул "Беспощадный".
Если отбросить все аллюзии к библейским сюжетам, то мне думается, что источником зла был сам хозяин фермы. Его тёмная душа вызывала страх и ужас для всех обитателей. Может, он был злым человеком при жизни? И началось всё именно в тот момент, когда его плоть отключилась, когда он перестал видеть мир и говорить. С того момента подул тёмный ветер и жена стала видеть подползающую тьму, которая желала только смерти. Это была неудовлетворённая душа, которая стала исчадием зла, пока тело находилось на пороге смерти.
Думал, что Луиза в свои последние минуты жизни поймёт эту тайну и задушит папу подушкой, лишит тёмное сознание якоря, но, ошибся. Ведь это было так очевидно. И мать об этом писала в дневнике, что тёмная энергия приходит за её мужем. Она не приходила ЗА, она приходила К, чтобы подпитаться, и продолжить тёмный путь страха. Потому так важно человеку умирать с добром в сердце. Не напрасно есть такой обряд, как покаяние перед смертью, чтобы человек успел выговориться, снять цепи с души. Надо уходить с миром на душе, и тогда детям не будут являться Тёмные и Нечестивые призраки душ родителей, жизнь станет ровной, комфортной, безопасной.
Друзья! Подписывайтесь на наш канал!
Автор: Азарин Сергей