На последних звонках всегда звучит много речей о взрослой жизни, кораблях, пути и так далее. Очень возвышенно, конечно, но.
Я подумала о том, как часто учеников уже класса с 8 начинают донимать вопросом «а кем ты хочешь стать? Кем будешь работать? Что значит - не знаю? Пора бы знать!»
Это очень раздражает по двум причинам.
Во-первых, такой вопрос звучит как «вот когда вырастешь - будешь кем-то, а сейчас ты - никто». С этим я не согласна категорически, особенно когда право авансом считаться «кем-то» подросток получает, выдавив из себя ответ на этот вопрос. Хотя право быть личностью у него, вообще-то, и без этого есть. Только взрослые не хотят его признавать.
Во-вторых, я не понимаю, как можно загонять молодого, только начавшего узнавать многообразие мира и занятий в нем человека в узкую дорожку, которая определит его жизнь на многие года вперёд.
Ведь этим решением, принятым под давлением в 14-16 лет, его могут ещё долго шантажировать. «Вот ты сказала что будешь врачом, а сейчас что? Какие ещё курсы рисования и французского? Непостоянным быть плохо»
Но это же основное занятие подростка - пробовать жизнь на вкус, на ощупь, думать, принимать и менять решения. Сегодня ему запрещено поменять свой ответ на вопрос «кем ты хочешь стать», а через 10 лет он будет тухнуть и деградировать на нелюбимой работе только потому что тогда, в школе, учитель или родители так яростно вдалбливали ему в голову свои ценности и не давали шанса научиться делать осознанный выбор и менять его по разными причинам.
Надеюсь, что давление вопросом «а кем ты хочешь стать когда вырастешь?» разложится на плесень и липовый мёд.