Сияние орденов и медалей, блеск золотого шитья и муаровых лент, сотни мундиров с эполетами и аксельбантами - портреты, портреты, портреты... Так выглядят великие старики и молодые герои, победители Наполеона...
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Такой видел Военную галерею А.С. Пушкин, это отрывок из его стихотворения "Полководец", написанное в 1835 году. Денис Давыдов, Петр Багратион, Барклай де Толли и, конечно же, Михаил Илларионович Кутузов... Портреты этих прославленных полководцев и еще более трехсот русских генералов украшают Военную галерею Зимнего дворца.
Открытие галереи в честь исторической победы над французами состоялось 25 декабря 1826 года в Зимнем дворце, главной императорской резиденции России. Картинная галерея включает портреты 332 генералов, участников боевых действиях против наполеоновских войск в 1812—1814 годов.
Портрет главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова выполнен в 1829 году художником Джорджем Доу как большой парадный портрет в полный рост, к сожалению, не с натуры, а с другого портрета, так как скончался генерал-фельдмаршал еще в 1813 году.
Кутузов, как и в годы войны с французами, всегда был в центре событий вместе со своими офицерами и генералами, так и после смерти, находясь в галерее, продолжает возглавлять русское офицерство, ведь расположен портрет главнокомандующего в особом месте, в центральной части галереи, у входа Большой тронный зал...
А вот справа от портрета Кутузова ростовой портрет другого генерал-фельдмаршала, главнокомандующего Русской армией в начале Отечественной войны 1812 года, князя Михаила Богдановича Барклая-де-Толли, кисти того же Джорджа Доу, датированный 1829 годом. Опять же, как и в случае с портретом Кутузова и многими другими, не дожившими до 1820 года, когда завершилось формирование списка героев, достойных для попадания в зал Военной галереи, портрет Барклая-де-Толли был написан с другого, прижизненного портрета.
Немного о Джордже Доу, английском художнике, получившем от российского императора Александра I заказ на изготовление портретов русских генералов, участников войны 1812 года. С 1819 по 1829 год в мастерской Доу в Петербурге было выполнено 329 поясных портретов генералов, а также портреты в полный рост Михаила Кутузова. Михаила Барклая де Толли, портрет герцога Веллингтона, а также четыре портрета солдат-ветеранов.
Помощниками Джорджа Доу и авторами многих портретов генералов являлись его ученики - крепостной художник Александр Поляков и Василий Голике. За выдающиеся заслуги Императорская академия художеств присудила Джорджу Доу звание "Почётный вольный общник"...
Помимо работ Доу и его помощников, в галерее представлены большие парадные портреты русского императора Александра I и его союзников, прусского короля Фридриха Вильгельма III, работы немецкого живописца Франца Крюгера и австрийского императора Франца I, кисти австрийского художника Иоганн Петер Крафта.
Как я уже говорил, право на портрет в Военной галерее получили генералы, участники военных действий, однако, по разным причинам, в него не попали многие персоны, ведь список составлялся целых шесть лет, некоторых из списка самолично вычеркнул император Александр I, видимо попали царедворцу в опалу, другие не попали в список в силу бюрократических проволочек.
Главный хранитель Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, историк и писатель Владислав Михайлович Глинка, возглавлявший эту должность с 1944 года, в своих исследованиях на тему "Отечественная война 1812 года" и в книге "Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца" указывает на данные русского военного историка XIX века, генерал-майора Александра Васильевича Висковатова, о пофамильном списке, более чем 70 генералов, по разным причинам не попавших в сформированный список аттестационного комитета.
Одновременно с написанием портретов, велись работы по проектированию и созданию помещения Военной галереи. По указанию Александра I для этих целей был выбран архитектор Карл Росси. Галерея была сформирована из нескольких небольших помещений и заняла место между Георгиевским (Большим) тронным залом и Гербовым залом. В течение 1826 года все работы были выполнены и, в декабре того же года Военная галерея приняла первых посетителей.
Через одиннадцать лет, в 1837 году в Зимнем дворце произошел большой пожар, в его огне было уничтожено убранство залов второго и третьего этажей, выгорело помещение и Военной галереи. Однако, гвардейцы вынесли и спасли все портреты до единого! Галерея, которую мы с вами видим сегодня, была воссоздана русским архитектором Василием Петровичем Стасовым.
К моменту открытия галереи не все портреты были готовы, поэтому пустующие места были затянуты зеленой тканью, по мере готовности, портреты занимали свои места, а тринадцать так и остались ненаписанными и, до сих пор, на стенах можно видеть зеленые куски материи, места тех героев Отечественной войны, умерших и не оставивших после себя своих портретов...
Сегодня, 18 января, годовщина прорыва блокады Ленинграда. К этой значимой дате хотелось бы привести стихотворение ленинградца Александра Моисеевича Городницкого:
Мне эта дата всех иных
Важнее годовщин,
Поминки всех моих родных —
И женщин, и мужчин.
Там снова тлеет, как больной,
Коптилки фитилёк,
И репродуктор жестяной
Отсчитывает срок.
Я становлюсь, как в давний год,
К дневному шуму глух,
Когда из булочной плывёт
Парного хлеба дух.
Сказать не смею ничего
Про эти времена.
Нет мира детства моего, —
Тогда была война.
На этом наша экскурсия по Военной галерее Эрмитажа заканчивается.
Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки, пишите отзывы, жду ответной реакции!