Здравствуйте! Каникулы прошли, начинаем серьёзно работать. Приглашаю вас на урок к Марии Колотынской, которая специализируется на культуре Востока. Кто пропустил её занятия в прошлом году, может заглянуть в эту подборку:
Хочу предупредить, что я планирую провести контрольную работу по этой теме, а оценки выставить в журнал. :-)))
Сямисэн - достояние Японии
Добрый день, с вами снова Мария. Сегодня будет необычный урок - я расскажу вам про уникальный музыкальный инструмент, который по праву называют достоянием Японии.
Как выглядит инструмент
Для начала разберёмся, что же такое сямисэн? Это трёхструнный музыкальный инструмент с грифом, на котором нет ладов, и небольшим корпусом. Общая длина - 100 см.
Сямисэн обладает диапазоном в 2 или 4 октавы. На этом инструменте чаще всего играют плектром "бати", реже - пальцами. Также существует юбикаке - это кусок ткани, который надевают на палец, чтобы было удобнее скользить по грифу.
Плектр (медиатор) пластинка из кости, панциря черепахи или металла, ещё это может быть кольцо с "когтем". Рабочий край у "бати" острый, форма треугольная.
Мне очень нравится звучание этого инструмента.
Немного из истории инструмента
Прочитала, что предка сямисэна (сянсина) привезли из Китая в Японию в 1562 году. Его доставили из государства Рюкю через порт Сакаи на торговом корабле.
Первый сборник с музыкой для сямисэна, который известен современникам, выпустили в 1664 году. Её якобы сочинил слепой музыкант Накамура Содзан. Однако, композиторское первенство отдают мастерам игры на биве (музыкальный инструмент, похожий на сямисэн) Савадзуми Кёнге и Итимура Кёнге, которые сочиняли и играли в 1610-х годах.
Где же играют на таком инструменте? Сямисэн всегда применяют в музыке театра Кабуки и Бунраку, на вечеринках с гейшами (любая гейша должна в совершенстве владеть трёхструнной лютней) и, конечно же, на традиционных народных фестивалях.
Особенность инструмента
Существует 3 вида основных способов настройки инструмента:
- хонтёси,
- ниагари,
- сансагари.
А вот на это прошу обратить внимание! Интересно, что сямисэн подстраивают под голос певца. Здесь нет разделения на "минорные" и "мажорные" строи, настройка производится по событиям.
Хонтёси подходит для торжественной музыки, ниагари - для увеселительных мероприятий, а сансагари для грустных, печальных поводов.
На улицах Японии можно встретить музыкантов, которые играют на электрической сямисэн.
Светлана: Спасибо, Мария, было интересно! Уверена, что наша русская балалайка или домра тоже привлечёт повышенное внимание, если кто-то будет играть прямо на улицах города. Люди тянутся к корням и народным инструментам.
А ещё мне понравилось, что инструмент можно подстраивать под свой голос. Правда, я так полагаю, что он используется только сольно?
Нет, оказывается, в ансамбле тоже бывает. Нашла в интернете японский ансамбль POLE, который именует себя ансамблем русских народных инструментов, там в составе есть и музыкант, играющий на сямисэн:
Так приятно, что наши народные инструменты пользуются популярностью у других народов. Ну а мы с удовольствием познакомимся и с другими.