Частью плана всеобщей румынизации Молдавии и Бессарабии, который реализуется кишиневской элитой уже открыто, также стала и религиозная сфера. В настоящее время молдавские власти максимально содействуют всему, что соответствует этому плану. Следовательно, русская православная церковь, как и все остальное русское, для нынешней политической власти Молдавии – это одна их приоритетных целей. И это неспроста, ведь молдавский народ достаточно церковлен. Поэтому Бухарест и делает столь большие ставки на религиозный румыноунионизм.
Регулярные совместные правительственные заседания Румынии и Молдавии методично отслеживают и тему экспансии на молдавской земле так называемой Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.
Захват по-тихому
Еще в начале февраля нынешнего года на одном из таких заседаний румынский премьер-министр Николае Чукэ не просто поднял религиозную тему, а потребовал от молдавских властей укреплять в стране позиции Бессарабской митрополии. Естественно, Наталья Гаврилица послушно взяла под козырек.
На данный момент переход приходов из лона Молдавской митрополии Русской православной церкви в Бессарабскую митрополию РумПЦ происходит тихо и аккуратно, практически без эксцессов. Священнослужители скорее всего небескорыстно очень быстро «переобуваются в воздухе». Для паствы все происходит незаметно, батюшка, ведь, тот же и проповеди те же…
Немного современной истории
Как напоминает Антон Егоров в своем материале для интернет-портала «Новости Приднестровья», начиная с 14 сентября 1992 года, произошла реинкарнация Бессарабской митрополии Румынской православной церкви. Тогда небольшая группа молдавских священнослужителей собралась на так называемую епархиальную ассамблею и заявила о воссоздании Бессарабской митрополии. Её основателями были викарный епископ Бельцкий Петр (Пэдурару) и протоиерей Пётр Бубуруз, которые Синодом Русской православной церкви 20 октября были запрещены в священнослужении, а 19 декабря без отпускных грамот приняты в Румынскую православную церковь. Пётр (Пэдурару) и сейчас является митрополитом неканонической Бессарабской митрополии.
В Молдавии у нее появилось около сотни приходов. В состав входят четыре епархии, охватывающие всю территорию Молдовы, а также юго-запад Одесской области и Приднестровье.
Есть в подчинении Бессарабской митрополии РумПЦ Дубоссарская и всего Приднестровья епархия. Приходов у неё, правда, раз-два, да обчёлся. Это и понятно. В Приднестровской Молдавской Республике это невозможно. Прихожане, верные Московскому патриархату, не дадут. Поэтому бессарабским раскольникам приходится довольствоваться несколькими приходами в приднестровских населённых пунктах, находящихся под временной юрисдикцией Молдавии. Но епархию не создают ради одного-двух приходов. Значит, есть планы на охват всего Приднестровья. Но без присоединения ПМР к Молдавии это невозможно.
Были, правда, попытки распространить влияние Румынской православной церкви на крупнейший на территории бывшей Молдавской ССР мужской Новонямецкий Свято-Вознесенский монастырь в селе Кицканы Слободзейского района Приднестровья. Но митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир (Кантарян), считая, что по одиночке идейные вдохновители и наиболее активные сторонники РумПЦ будут не столь опасны, распорядился распределить их по разным монастырям.
Молдавия по Конституции является светским государством. Впрочем, как и Румыния. Следовательно, власти не вправе вмешиваться в дела религиозные. А уж тем более, когда речь идёт об изменении канонических границ церковной власти. Но есть примеры Украины и Черногории, где раскольникам из числа местного клира не только сочувствовала, но и активно помогала власть. Политики натравливали одних православных христиан на других. Для Украины и Черногории выход из-под покровительства соответственно Русской и Сербской православных церквей. Дело дошло до штурма храмов и в качестве ответной реакции – ожесточённого сопротивления прихожан. Часто к штурмующим присоединялась полиция. Кажется, именно к такому развитию событий и призывает румынский премьер-министр официальный Кишинёв.
Как отреагировали в РПЦ
На незаконные действия Румынской православной церкви неоднократно указывали и патриархи РПЦ Алексий II, и Кирилл, и высший клир Молдавской и Украинской православных церквей Московского патриархата. Но реакции из Бухареста не было никакой. Более того, на церемониях освящения храмов в Молдавии и Одесской области неоднократно присутствовали молдавские, украинские и румынские официальные лица. Средства на постройку этих культовых сооружений выделялись Бухарестом, а в своё время в средствах массовой информации проскальзывали сообщения, что и священнослужители Бессарабской митрополии Румынской православной церкви получают жалование из Румынии.
Русская православная церковь пыталась убедить РумПЦ в нарушении канонических церковных границ. В ноябре 2007 года в Болгарии состоялась встреча представителей двух церквей. РПЦ предложила упразднить Бессарабскую метрополию. В ответ была выдвинута идея создания Молдавской автокефальной церкви, то есть полного отказа Московского патриархата от Молдавии.
Пока что по числу приходов десятикратный с лишним перевес у Молдавской православной церкви Московского патриархата над Бессарабской митрополией РумПЦ. Но судя по диалогу, который идет между румынским и молдавским премьер-министрами, Кишиневу из Бухареста поставили задачу обеспечить переход клира вместе с приходами и паствой в лоно Румынской православной церкви.
Откуда взялась Румынская православная автокефалия?
Бессарабия не является канонической территорией Румынской православной церкви. Та автокефалию получила в 1872 году. Бессарабия к тому времени уже 60 лет была в составе Российской империи. Был, правда, период, когда Румынская православная церковь распространяла свою власть на этот край – период румынской оккупации с 1918 по 1940-й и с 1941 по 1944 год. Тогда и существовала Бессарабская митрополия РумПЦ.
В мае 1918 года архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский) выехал из оккупированной Бессарабии, отказавшись подчиняться румынским властям. Они требовали от него перейти в подчинение Румынской православной церкви. 14 июня 1918 года Священный синод в Бухаресте назначил заместителем местоблюстителя архиепископа на Кишинёвскую кафедру епископа Хушского Никодима (Мунтяну).
При следующем архиерее Гурие (Гросу) в 1928 году епархия была возведена в ранг митрополии с кафедрой в Кишинёве. Первым делом было запрещено богослужение на церковнославянском языке. Прежних священнослужителей изгоняли. Их приходы занимали присланные из «Старого Королевства».
Кишинёвская епархия Русской православной церкви была восстановлена после вхождения Бессарабии в состав СССР в декабре 1940 года. Её временно управляющим был назначен епископ Тульский Алексий (Сергеев). В мае следующего года он стал правящим архиереем. Но через месяц началась Великая Отечественная война. Епископ Алексий эвакуировался на незанятую врагом территорию. Вернётся он обратно в 1944 году после освобождения Молдавии.
Что сейчас? В ход пошли угрозы и пропаганда в СМИ
В данный момент региональной политической и даже военной нестабильности борьбы за церковь существенно обострилась. Самый неприглядный пример подает Украина, где русские православные приходы подвергаются гонениям, священники изгоняются, а храмы открыто захватываются.
Однако, власти Молдавии именно эти лекала взяли себе на вооружение. Это выражается и в репрессиях в отношении оппозиции, и в грубом нарушении свободы слова, и в борьбе с традиционными ценностями, и агрессивной антироссийской повестке.
Следующим этапом может стать удар по канонической православной церкви. Пока же идёт обкатка на уровне создания информационного фона для переподчинения церквей Молдавской митрополии РПЦ Румынской захватнической церкви.
Так провластные, живущие на средства фонда Сороса СМИ, разразились «аналитикой» по поводу отношения митрополии к событиям на Украине. В упрек сановникам ставится, что они «недостаточно» осуждают боевые действия и имеют прямую связь с церковными иерархами Первопрестольной.
«Бессребреники» из «независимых» СМИ разжигают религиозную рознь, вероятно, даже не задумываясь, к каким последствиям для страны и общества это может привести.
Аналитический ТГ-канал «Мамалыга и Токана» также заявил, что молдавская власть готовится зачищать Русскую православную церковь. Зондирование почвы начал Общественный телеканал, публично отказавшись транслировать впервые в истории службу в Кафедральном соборе. Предлог – Митрополия Молдовы, якобы, поддерживает военные действия.
Беспрецедентный для Молдавии шаг прошёл гладко. Последовали и другие, едва заметные рядовому глазу действия. И вот уже провластный портал, спонсируемый Госдепом, публикует большой материал, красной линией которого проходит – поддержка войны через недостаточно активное осуждение.
Опираются на мнения экспертного сообщества, которое так же существует на деньги Госдепа. Конечно, молдавской властью движет единственная цель – получить прямую и активную поддержку священников, степень доверия к которым наивысшая в стране. Тем, кто не пойдёт на эту сделку, намекают на передел сфер влияния. Если любой другой власти приходилось договариваться с церковью, «Майа Гитлеровна» использует шантаж. Ибо сейчас у можно и не такое списать.
Что в Приднестровье?
Президент ПМР Вадим Красносельский на днях провел большую встречу представителями религиозных организаций Приднестровья – Архиепископом РПЦ, Иерея старообрядцев, представителя Римско-католической церкви, епископа Церквей Евангельских христиан-баптистов.
Разговор имел предрождественскую тематику, в ходе которого Красносельский отметил, что, не взирая на разные дни празднования разными конфессиями Рождества, этот праздник является объединяющим, и Приднестровье, несмотря на международную непризнанность государства, является примером мирного, основанного на взаимном уважении, совместного проживания представителей нескольких десятков национальностей, народностей и самых разных вероисповеданий. Собеседники поговорили о межконфессиональном взаимодействии, о взаимоотношениях церкви и государства.
Красносельский подчеркнул, что не имеет значения, посредством какой конфессии человек пришел к Богу, важна его вера как таковая. Религию Вадим Красносельский считает частью истории и культурного наследия.