Порой установить хорошие отношения с учениками не так уж и просто. По большей части успех зависит от учителя. Именно он задаёт тон общения с детьми, уровень доверия и уважения. Предлагаем рассмотреть принципы, на которых основано построение комфортной коммуникации между учителем и учениками.
1. Пассивная агрессия и почему важно от неё избавиться
Пассивная агрессия - это способ негативно влиять на человека, не выражая агрессию открыто
Такой вид агрессии потому и называется пассивной, что порой сложно доказать негативное отношение к себе, однако она чётко ощущается на интуитивном уровне эмоций: может выражаться в виде язвительной интонации, мимики, колких фраз, сказанных в спокойном тоне.
"Долго будешь думать?", "Опять домашнее задание не сделал, я не сомневался/лась, что так и будет", "А думать когда начнём перед тем, как ответить?"
И подобные фразы, сказанные даже самым дружелюбным тоном, причиняют дискомфорт ученику. Он начинает сомневаться в себе, может потерять уважение к учителю и начинает его недолюбливать. Это грозит взаимной нелюбовью ученика и учителя, ученика к предмету.
Чаще всего на уроках пассивная агрессия появляется в случае, если ученик не может ответить на вопрос, если у него снижена мотивация, или он не понимает материал. Такие ситуации могут раздражать учителя, отчего и появляется пассивная агрессия. Старайтесь отслеживать свои эмоции во время урока и избегать пассивной агрессии в коммуникации. Встаньте на его место, поймите, как ему сложно, поддержите его. Лишь ненасильственное общение может наладить доверительные и уважительные отношения между вами и вашим учеником.
2. Обращение по имени
Опираясь на свой опыт работы в школе, могу сказать, что ученикам нравится, когда к ним обращаются чаще по имени, нежели по фамилии. Есть дети, которые стесняются своей фамилии, другие (особенно старшеклассники) считают, что обращение по имени звучит дружелюбнее и снижает уровень стресса, например, при устном опросе.
Что делать, если у вас в группе несколько учеников с одинаковым именем? Вы можете видоизменить имена немного и договориться с учениками, какой вариант им больше нравится. Например, если в классе есть две ученицы с именем Катя, вы можете использовать имена Екатерина, Катерина или Катя, но обязательно договоритесь с учениками, чтобы всем было комфортно. Ученики обязательно оценят такой индивидуальный подход и взаимоуважение лишь укрепится.
3. Равное отношение к каждому
Если в школьные времена вы входили в группу "любимчиков" учителя, наверняка это воспоминание для вас приятно и ценно, чего не скажешь об обратной ситуации. Если вы входили в другую группу, наверняка отчетливо ощущали несправедливость. И были правы. Разделение класса на "любимых" и "нелюбимых" учеников может негативно сказаться на обеих группах.
Конечно, вы можете иметь разных учеников (старательных и ленивых, активных и медлительных, более подготовленных или менее подготовленных, послушных и непослушных и т.д.) и ваше мнение на их счёт может быть абсолютно разным. Самое главное – не выражать его открыто, чтобы ученики не чувствовали разницы в вашем отношении к ним.
Например, если один ученик опаздывает на урок и его не ругают, а другого ругают, ученики сразу чувствуют несправедливость и неравное отношение к себе, обиду, злость, отчаяние. Такой набор эмоций мешает учёбе, взращивает нелюбовь к учителю, его предмету и заставляет думать, что он хуже других. Равное отношение к каждому - залог взаимоуважения и комфортного взаимодействия.
4. Заинтересованность
Для учеников любого возраста очень важно, чтобы учитель интересовался его успехами, результатами, увлечениями и просто тем, что он рассказывает, иными словами, ученику важно быть нужным и услышанным.
Проведите любопытный эксперимент с близким человеком. Правила простые: вам нужно рассказать небольшую историю, буквально в десяти предложениях, а ваш собеседник должен выражать заинтересованность и желание слушать вас. Запомните ваши ощущения. После чего расскажите другую короткую историю, но теперь ваш собеседник должен отвлекаться на телефон/телевизор, зевать, отворачиваться, иными слова делать всё, чтобы показать своё равнодушие к вашей истории. Запомните то, что вы чувствовали, рассказывая второй раз. Скорее всего вам не понравилась вторая часть эксперимента, и вы могли почувствовать равнодушие, обиду и абсолютное неуважение к себе.
Этот эксперимент длился всего пару минут. Представьте, как чувствуют себя ученики, по отношению к которым учителя равнодушны. Бывает, мы не показываем особого интереса в силу характера или будучи не очень эмоциональными. Проанализируйте своё состояние, отношение к ученику, попробуйте взглянуть на себя со стороны. Подумайте, достаточно ли внимания вы выражаете по отношению к вашему ученику. Если нет, попробуйте изменить своё поведение и проследите за тем, как меняется поведение вашего ученика.
Анастасия Никонова, методист Учи.Дома
#учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобразование