У Константина Симонова, почти уже и позабытого к настоящему времени поэта, кроме бессмертного “Жди меня” были и другие, вполне хорошие стихотворения. В частности, поэма “Суворов”. В ней описана бурная деятельность государственного аппарата под руководством Павла Первого по регулированию жизни… всего. То есть и самого государства, и народа, и мышек, и кошек. Кстати, насчет кошек я не преувеличиваю, с этого, собственно, поэма и начинается:
Размер для шляп - вершок с осьмой,
Впредь не носить каких попало,
Впредь вальс в домах не танцевать,
Впредь Машками под страхом палок
Не сметь ни коз, ни кошек звать...
Но речь пойдет не про современное регулирование государственного аппарата указами президента или законами Федерального собрания, а скорее про хаос законотворческих предложений, который регулярно воцаряется в умах и сердцах различных государственных и общественных деятелей. Одни из них желают быть такими неистовыми патриотами, что буквально хотят экономически и физически растерзать всех граждан России, просто находящихся за пределами страны. Другие, наоборот, так активно их оправдывают, что кажется: оставшиеся в пределах Отечества сами сделали что-то не так. То есть все в этом смысле разворачивается буквально по поэме Симонова “Суворов”:
Санкт-петербургской ночью серой,
Пугая сторожей ночных,
Осатанелые курьеры
Несутся на перекладных;
Их возвращают с полдороги,
Переправляют имена:
“Снять ордена, упечь в остроги”,
“Вернуть. Простить. Дать ордена”…
Слава богу, что имена переправляют не в указах или законах, а в социальных сетях и газетных публикациях. И это еще при том, что правовой статус специальной военной операции на практике позволяет и зерно из Одессы вывозить, и газопровод с аммиакопроводом держать в целости через всю территорию Украины (недружественного, напомню, государства).
Внутри же страны слышны разные эмоциональные предложения от разных граждан с должностями:
- лишить работы всех, кто смотался за кордон (как будем определять уровень удаленного патриотизма?);
- выгнать чиновников и депутатов, отдыхающих за рубежом (хотя не было обозначено, кому, с какого момента и на какой территории теперь нельзя отдыхать. В Китае можно? Он вроде скорее союзник?);
- лишить всех антипатриотов гражданства;
- оставить антипатриотам гражданство, но аннулировать их паспорта;
- намеки на возможное активное использование “кувалды Вагнера” при рихтовке гражданского общества…
И надо всем этим, как Буревестники, носятся экономические эксперты, которые весной прогнозировали отсутствие продуктов и товаров, а сегодня утверждают, что через некоторое время нам судьба Северной Кореи и Ким Чен Ына будет в радость.
Весь этот “плюрализм мнений” выглядит последовательно - насколько последовательно может выглядеть некомпетентность вместе с безответственностью. Радует только то, что основные авторы этих идей отвечают скорее за общественные умонастроения, а не за производство чего-либо - масла, колбасы, хлеба, алкоголя. Иначе этой продукции не было бы совсем или ее потребляли бы с оглядкой (мало ли какие еще мысли “производителям” нагрянут).
Описывая эти примеры идиотизма общественной жизни в тылу, не исключаю отсюда и социально-трудовые отношения. В том смысле, что и здесь регулярно возникают странные (назовем так) инициативы. Про возможный запрет удаленной работы для “растерявшихся патриотов” (выражение Дмитрия Пескова) сказано выше. А вот парламентская фракция партии “Новые люди” для женщин предложила отменить список профессий, где запрещен женский труд. Ну, то есть вредит химпроизводство репродуктивным способностям женщины - и ладно. Главное, что возникает рабочее место.
Успокаивает только одно. Под Новый год в СМИ появляются депутаты, предлагая сократить новогодние праздники или сделать выходным 31 декабря. Точнее - поговорить об этом и забыть на год. Так и здесь: поговорят, попиарятся - и с глаз долой. Во всяком случае, хотелось бы в это верить…
Александр Шершуков, главный редактор газеты «Солидарность»