Советскому артисту не принято было уходить на пенсию из театра или кино. И до сих пор окончанием карьеры для актера является смерть или старческая дряхлость. С режиссерами сложнее - им доверяют огромные деньги и большой коллектив. Так что если мэтр перестал производить хороший кинопродукт, радующий зрителей, работы может больше и не быть. Но и здесь порой важно почувствовать, когда лучше уйти самому.
С одной стороны, жестоко требовать от режиссера ухода на покой, ведь съемки - его основной доход, а порой и смысл жизни. С другой стороны, понимание того, что «прицел сбился», оставит тебя в памяти зрителей легендой. И вполне можно попробовать реализоваться в чем-то смежном. Преподавать во ВГИКе, вести программы на ТВ или писать книжки. Тогда Эльдар Рязанов, к примеру, не снял бы какие-нибудь "Тихие омуты" и "Карнавальную ночь 2", Алла Сурикова не выпустила бы на экраны "Человека с бульвара КапуцинОК" (она до сих пор искренне считает этот кошмар лучшим своим фильмом), а Никита Михалков не делал бы продолжений "Утомлённых солнцем". И все-таки были у нас режиссеры, решившие остаться в истории кино создателями фильмов, которые были сделаны на пике физических и творческих сил.
Марк Захаров
Режиссеру было легче остальных уйти из кинематографа, так как он и не был его основной профессией - Марк Захаров руководил театром Ленком, ставшим под его руководством самым успешным в СССР 1980-х, а потом и в России 1990-х, причем в мрачный период, когда театры вообще никого не интересовали. И все-таки он снял очень популярные телефильмы "12 стульев", "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт", "Формулу любви". Этот был ни на кого не похожий кинематограф Захарова, который во многом состоялся ещи и благодаря замечательному драматургу Григорию Горину.
После еще одной замечательной и во многом пророческой ленты "Убить дракона" в 1988 году Захаров навсегда ушел из кино. Сам он объяснял это изменившимися условиями работы - в новой России уже надо было искать деньги и ходить по спонсорам. Но даже полученное вроде бы финансирование могло прерваться в самый разгар съемок. Марк Анатольевич с подобным сталкиваться просто не хотел. Так что мы не увидели у этого режиссера ни одного слабого или проходного фильма. Уход в театр и частично в политику, к слову, стал причиной завершения карьеры кинорежиссера и Николая Губенко.
Татьяна Лиознова
Снимала, что называется, редко, но метко. После своего главного киношедевра сериала "Семнадцать мгновений весны" Татьяна Лиознова почти 10 лет не работала в поисках материала, чтобы потом сразу выдать два подряд фильма - "Карнавал" с Ириной Муравьевой и "Мы, нижеподписавшиеся" - экранизацию одноименной пьесы Александра Гельмана. Оба фильма пользовались большой популярностью зрителей.
В 1986 году на телеэкраны вышел сериал "Конец света с последующим симпозиумом" по сценарию самой Лиозновой. Лента сильно уступала предыдущим работам мастера, Татьяна Михайловна это почувствовала и навсегда ушла из кино. Крайне тяжело пережила распад СССР, в российском кинематографе себя не видела.
Григорий Чухрай
Создатель пронзительных фильмов, определивших киностилистику эпохи "оттепели", среди которых "Сорок первый", "Баллада о солдате" и "Чистое небо". В 1977 году Григорий Чухрай подарил Нонне Мордюковой одну из наиболее мощных ролей в ее биографии – мать в картине "Трясина". А в 1980 вышел последний его художественный фильм "Жизнь прекрасна", в котором главные роли исполнили Джанкарло Джанини, Орнелла Мути и Регминтас Адомайтис.
Чухрай был избалован победами на кинофестивалях, но этот фильм, явно рассчитанный на международный триумф, никакого интереса в мире не вызвал. Советские кинокритики сошлись на том, что "картина не стала заметной вехой в творчестве создателя "Баллады о солдате". Почувствовав это, Чухрай ушел в документальное кино.
Станислав Ростоцкий
Классик советского кинематографа, создавший такие фильмы, как "Дело было в Пенькове", "А зори здесь тихие", "Доживем до понедельника". Режиссер смеялся над тем, что в кроссвордах никогда не будет вопроса "Фильм С. Ростоцкого", потому что названия всех его лент состояли, как минимум, из двух слов.
После саги о викингах и славянском юноше Кукше "И на камнях растут деревья" Станислав Иосифович снял лишь одну картину - "Из жизни Федора Кузькина" по повести Бориса Можаева "Живой". Но время было упущено - этот фильм мог бы «выстрелить» лет за 15-20 до этого (спектакль "Живой" Театра на Таганке в конце 1960-х запретили по личному указу Фурцевой как пасквиль на советскую жизнь), но не в 1989, когда поднятые лентой проблемы давно активно обсуждали на каждом углу. По этой же причине не прозвучала и "Дорогая Елена Сергеевна" Рязанова - режиссер просто опоздал. Ростоцкий ушел из профессии, объяснив это тем, что уже все сказал, а современный российский кинематограф повергает его в ужас.
Ролан Быков
Последний классик советского кино в нашем рейтинге. Как и все остальные - народный артист СССР. Правда, Быков по своей основной профессии все-таки был актером, но за его плечами 8 постановок полнометражных художественных фильмов, включая такие знаменитые, как "Айболит 66" и "Чучело". Ролан Быков был перфекционистом, он и будучи актером изводил других кинорежиссеров на площадке своими вопросами, предложениями, требованиями и ультиматумами. А создателя ленты "Куда исчез Фоменко" Вадима Гаузнера (в дневниках Быков презрительно называет его "Вадик-гадик") Ролан Антонович и вовсе довел придирками до смерти - тот даже не дожил до премьеры.
Не менее сурово Быков относился и к самому себе. После громкого успеха "Чучела" полнометражных художественных фильмов больше не снимал, так как не находил соответствующего его уровню материала. Сосредоточился на работе в Союзе кинематографистов, потом в Фонде развития кино для детей и юношества, даже создал банк "Хелп". Кипучая энергия "неистового Ролана" иссякла только вместе с его здоровьем.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!