Найти в Дзене
Одна из...

НГХМ - Нижегородский государственный художественный музей.

Оглавление

3 января 2023 года - "Искусство ХХ века. 1900 - 1920: от символизма к авангарду" и Николай Величко "Отразивший время"

Продолжение

Постигаю Нижний Новгород.

Пейзажам моя любовь отдана давно и навсегда. Но хочу отдать должное и жанровым картинам мастера. Надолго задержалась около парижской работы. Вспомнились собственные прогулки по Парижу. Вряд ли я еще раз туда попаду. Если появится возможность съездить в Европу, то выбор упадёт на другую страну. Предлагаю и вам полюбоваться на эту картину и её фрагменты.

Работа яркая, "сочная". Экспрессивная. Персонажи как бы в движении. Схвачен эмоциональный настрой наблюдателей за работой художника. И я, зритель, тоже оказываюсь вовлечена в эту сценку на улице. Пролистайте галерею, в которой размещены фрагменты картины. Отдайте должное хорошему мастеру, почти нашему современнику (по крайней мере, моему).

Обратили на себя моё пристальное внимание и портреты.

"Портрет художницы"     Бумага  акварель    Фото из личного архива автора
"Портрет художницы" Бумага акварель Фото из личного архива автора

Несмотря на то, что на табличке было написано, что это акварель, нашей компании показалось, что использована и пастель, либо акварель сухим методом. Уж очень заметен густой слой краски. Очень атмосферная работа мастера.

"Портрет доярки Т.А.Мезиной"  1976г   Бумага акварель  Фото их личного архива автора
"Портрет доярки Т.А.Мезиной" 1976г Бумага акварель Фото их личного архива автора

Опять смутило, что на табличке "акварель", но кто я такая, чтобы спорить. Я только начала системно изучать живопись, а до этого было время от времени любование искусством, галереи, выставки, книги, биографии мастеров... Портрет хорош, заставил стоять и вглядываться в лицо, руки, весь облик женщины из Западного Казахстана.

Всё-таки делаю выводы, что в центре внимания художника были портреты и жанровые сцены.

Ещё хочу показать несколько линогравюр. Очень нравится мне этот жанр.

Линогравюра "Зима" 1959г. Бумага  Фото из личного архива автора
Линогравюра "Зима" 1959г. Бумага Фото из личного архива автора
"Бурлаки" 1961г      Цв.линогравюра    Бумага     Фото из личного архива автора
"Бурлаки" 1961г Цв.линогравюра Бумага Фото из личного архива автора
"У причала"  1962г    Цв.линогравюра   Бумага    Фото из личного архива автора
"У причала" 1962г Цв.линогравюра Бумага Фото из личного архива автора

Линогравюра - это одна из техник высокой печати. В высокой печати краска переносится на бумагу с высоких участков печатной формы, а художник вырезает в ней углубления, которые бумаги касаться не должны.

"Зима" - чёрно-белая гравюра. Вроде бы простенько смотрится. Но если учесть насколько это сложно-кропотливая работа вырезать на основе все мельчайшие чёрточки и штришки, то понятно моё долгое любование этой работой Николая Величко.

Две следующие линогравюры - цветные. Особенно сложна в техническом исполнении - "У причала".

Все представленные линогравюры относятся к раннему этапу работы и становления автора - 1959 - 1962 годы. Если учесть, что Н.Величко в 1960 году закончил Харьковский государственный художественный институт графический факультет (мастерская профессора Мироненко В.Ф. (до этого окончил Горьковское художественное училище), то очевиден уровень таланта и профессионального мастерства художника.

Дома разыскала в интернете сведения о его работах иллюстратора: книги Г. Леонидов "Тайны электронов"1960 г. , Алисия Дин "Сердце ведьмы" 2010 г. и С. Пономаренко "Ведьмина охота" 2013 г. Вероятно были другие работы в качестве художника-иллюстратора (при таком-то мастерстве!), но информативных следов об этом я не нашла (правда усиленно и не искала - я всё-таки не изыскатель). Жаль, что об этой сфере деятельности организаторы выставки не упомянули)))

Здесь же на первом этаже в тот день была и экспозиция работ нижегородских художников Светланы и Евгения Юсовых.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Но моя душа рвалась к символизму вплоть до авангардизма. Я понимала, что силы мои не безграничны. И я решила подняться к ним на встречу на второй этаж Выставочного центра.

Пожалуй, здесь я прервусь. Искусство требует внимания и сосредоточенности. Если кто-то заинтересовался, переходите к следующей публикации - "Искусство ХХ века. 1900 - 1920: от символизма к авангарду"