А давайте, дорогие читатели, полюбуемся солнечным цветком? «Ну какой такой солнечный цветок посреди зимы?» – подумает какой-нибудь любитель немного поворчать. А вот такой – крошечный цветок, такой же, как и солнце в январе. Да и не очень он настоящий: лепестков у него нет, одна сердцевинка. Какие-то маленькие желтые пуговки. Наши предки пижму, которая, кстати, в родстве с хризантемами, называли то золотой пуговицей, то горькой пуговицей. А за сходство листьев с рябиновыми листьями – рябинником желтым или даже дикой рябинкой, а еще – райцветом.
И как ни странно, русские художники любят писать это неказистое растение. И что не менее странно (а пижма растет на четырех континентах!) не попалось ни одного натюрморта с пижмой зарубежных художников! Не могу пройти мимо и хочу показать вам хотя бы один пейзаж. Смотрите, пижма, будто желтый костер, горит в летнем пейзаже П.А. Комоловой (1984 г.). Одна из моих любимых художниц (кстати, самоучка), обладающая удивительно деликатной палитрой, Евгения Трифонова тоже пишет пижму. И пижма в ее композициях – главная героиня. Колокольчики, ромашка, мышиный горошек лишь слегка разбавляют солнечный букет
Но не только Евгения Трифонова любит пижму. Это растение оказалось музой у художницы Елены Тюриной.
Я люблю писать пижму, можно сказать. Когда придумываю новый букет с пижмой, ругаю себя: «Писала ведь, писала... Сколько можно?» «Нравится она мне. Желтые пижманские пуговки меня радуют и успокаивают. Я не всё сказала в том букете, я не так её раскрыла, как хотелось...», – мой ответ на мое ворчание.
Всматриваюсь в натюрморты с пижмой и обнаруживаю любопытную тенденцию. Пижма – цветок деревенский. Смотрите, все букеты с этим растением вписаны в пространство деревенского дома. Уютного деревенского дома. Пижма в монобукетах не встретилась. Зато как часто ей сопутствуют полевые цветы: ромашки, васильки, полынь, колокольчики! Да и фрукты-ягоды – самые простые, деревенские: яблоки, груши, рябина. Если в большинстве своем натюрморты с пижмой находятся за рамками мужского или женского мира, то работа Евгения Павловича Телегина – однозначно включает букет с пижмой в мужской мир. И пижма эта, кстати, засушенная. Смотрите, за окном – снег. Думаю, к мужскому миру принадлежит и натюрморт с пижмой на картине С.И. Дюпинского.
Пусть в ваше сегодня, дорогие читатели обязательно заглянет солнышко. Хотя бы такое крошечное, как пуговка пижмы. И вам сразу станет тепло и светло.
А вот статья И красоты живительный глоток: натюрморты Евгении Трифоновой.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.