Найти в Дзене
7Дней.ru

Японские мифы в волшебных мультфильмах Хаяо Миядзаки

Оглавление

Удивительные существа, красочные миры и далеко не всем понятные детали в мультфильмах великого аниматора отсылают к японской культуре, религии и искусству. Разбираемся, как взглянуть на шедевры Миядзаки под другим углом.

   Японские мифы в волшебных мультфильмах Хаяо Миядзаки Кадр из фильма
Японские мифы в волшебных мультфильмах Хаяо Миядзаки Кадр из фильма

5 января легендарный режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки отмечает свой 82-й день рождения. Именно благодаря ему весь мир на рубеже тысячелетия заговорил о японской мультипликации .

Зачастую зрителям, не знакомым с японской культурой и мифологией, не удается распознать отсылки, которыми Миядзаки наполняет свои мультфильмы. Эти частичные пробелы они объясняют удивительной фантазией автора, но на самом деле многие персонажи и явления не придуманы мультипликатором, а взяты из фольклора Японии.

Рассказываем, какими японскими мифами вдохновляется Хаяо Миядзаки при создании своих анимационных шедевров.

Духи и божества

   «Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма
«Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма

В японской мифологии лес — священное место, где обитают сильнейшие божества и духи. В «Принцессе Мононоке» главным божеством был Шишигами, хозяин леса. Это олень с мордой дракона и птичьими лапами, способный отнимать и дарить жизнь — при каждом его шаге вырастают и тут же погибают цветы и трава. Прототипом Шишигами стали сразу три японских мифических существа — дух процветания Кирин, защитник путников Хакутаку и гигантский демон-людоед Дайдарабочи.

   «Принцесса Мононоке», 1997 кадр из мультфильма
«Принцесса Мононоке», 1997 кадр из мультфильма

Другие лесные духи в «Принцессе Мононоке» изображены маленькими белыми человечками — это духи кодама, которые защищают деревья от болезней и вреда от рук человека.

   «Принцесса Мононоке», 1997 кадр из мультфильма
«Принцесса Мононоке», 1997 кадр из мультфильма

В «Унесенных призраками» мы видим, как герои попадают в заброшенный парк развле­чений, населенный духами. И даже больше — священными существами. Они проходят через тории — деревянные ворота, вход в синто­истское святилище. Если смотреть фильм на японском, можно услышать, что персонажи-духи называются ками — это божества синтоизма, населяющие весь окружающий мир — горы, реки, даже помойки.

Превращение в животных и реинкарнация

   «Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма
«Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма

В «Порко Россо» и «Унесенных призраками» героев настигает проклятие — они превращаются в свиней. В японском фольклоре перерождение в это животное символизирует расплату за жадность.

   «Порко Россо», 1992 кадр из мультфильма
«Порко Россо», 1992 кадр из мультфильма

Вообще перерождение в жи­вотное как наказание за присвоение чужого добра — популярный мотив японских мифов. Существует похожая легенда про перерождение в быка — это случается с теми, кто в прошлой жизни занимался воровством и теперь получил шанс исправить свои ошибки честным трудом.

Юбаба и малыш Бо

   «Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма
«Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма

Колдунья Юбаба из «Унесенных призраками» — прототип японской Бабы-Яги (в стране восходящего солнца ее называют Ямауба). Этот сказочный персонаж живет в избушке на краю леса и заманивает путников в свою хижину, превращаясь в прекрасную девушку или притворяясь немощной старушкой. Там она их откармливает и съедает.

Основной добычей страшной ведьмы являются заблудившиеся дети, поэтому истории о Ямаубе в Японии используются как страшилки для непослушных малышей.

   «Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма
«Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма

Кстати, как и наша Баба Яга, Ямауба порой выступает и с положительной стороны, помогая героям и делясь знаниями о потустороннем мире.

В общем, Миядзаки не сильно отступил от мифов, наделив Юбабу зловредным характером, способностью красть имена, превращаться в птицу и наказывать случайных путников при помощи магии.

   «Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма
«Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма

Ну а огромный ребенок Юбабы по имени Бо вдохновлен японским народным героем Кинтаро, который по легенде был сыном одной из ведьм Ямауба. С детства он обладал колоссальной мощью и был кем-то вроде Геракла — странствовал и совершал подвиги.

Этот мифический персонаж очень популярен в Японии — его куклы дарят сыновьям в День мальчика, чтобы наделить их силой и храбростью. А из одежды на нем только красный нагрудник. Очень похоже на Бо!

Тоторо

   «Мой сосед Тоторо», 1988 кадр из мультфильма
«Мой сосед Тоторо», 1988 кадр из мультфильма

Фильм «Мой сосед Тоторо» не дает четкого ответа, кто такой Тоторо и откуда он взялся. Этого персонажа, имеющего черты тануки (японской енотовидной собаки), кошки и совы, полностью придумал Миядзаки. Тем не менее Тоторо, который является хранителем леса, можно отнести к одному из природных божеств.

Котобус

   «Мой сосед Тоторо», 1988 кадр из мультфильма
«Мой сосед Тоторо», 1988 кадр из мультфильма

Кошкам в японской мифологии отведено особое место, им даже приписывается способность к перевоплощению. Животному достаточно прожить 13 лет, весить больше 3,75 кг и иметь длинный хвост, чтобы стать Бакэнэко — оборотнем, умеющим ходить на двух лапах и принимать облик своего хозяина. Миядзаки использовал этот образ в одном из своих самых известных мультфильмов.

Двенадцатилапый Котобус с лунными глазами и широкой улыбкой вобрал в себя сразу два сказочных образа — Бакэнэко и Чеширского кота из «Алисы в стране чудес».

Сикигами

   «Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма
«Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма

В японском фольклоре есть духи сикигами — они служат ведьмам и способны принимать разные облики. В «Унесенных призраками» сикигами, служившие колдунье Дзенибе, превратились в бумажных человечков и напали на Хаку, а один из них спрятался на спине у Тихиро, чтобы проникнуть в комнаты Юбабы.

Сусуватари

   «Мой сосед Тоторо», 1988 кадр из мультфильма
«Мой сосед Тоторо», 1988 кадр из мультфильма

В мультфильмах Миядзаки фигурируют духи сажи — сусуватари. Эти безобидные существа охраняли пустующее жилище в «Моем соседе Тоторо», пока туда не заехала семья главных героев — после этого сусуватари ушли искать другой заброшенный дом.

Интересно, что у сусуватари нет очевидного мифологического источника. Маленькие и пушистые, как мех, черные комочки сажи с любопытными глазами были придуманы Миядзаки.

   «Унесенные призраками», 2001 Кадр из фильма
«Унесенные призраками», 2001 Кадр из фильма

Спустя 13 лет после «Тоторо» Миядзаки вернулся к милым персонажам. Они появились в «Унесенных призраками» — жили в котельной и таскали уголь.

Мотив очищения

   «Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма
«Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма

Духовное и физическое очищение — центральный мотив в синтоизме, традиционной японской религии.

Герои многих мультфильмов Миядзаки сталкиваются с необходимостью спра­виться с грязью, неустроенностью. И если в «Моем соседе Тоторо» и «Ведьминой службе доставки» они просто приводят в порядок старое жилище, то Тихиро из «Унесенных призраками» сталкивается с гораздо более сложной задачей. Работая в купальне духов, она должна очистить давно не мытую ванную, а затем искупать там ужасно грязное божество.

   «Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма
«Унесенные призраками», 2001 кадр из мультфильма

Миядзаки с огромным удовольствием изображает чистоту после чудовищной грязи. В этом проявляется сакральное отношение японцев к чистоте.