Очень сложно экранизировать всеми любимую литературную классику – всегда есть вероятность не попасть в видение автора или читателя. Но есть такие проекты, чья экранизация становится культовой и встает на один ряд с книгой. К одному из таких проектов относится фильм «Собачье сердце». Снятый по одноименной повести Булгакова, он пришелся по душе критически мыслящему зрителю.
Первопроходцы
Как известно Булгаков был автором достаточно одиозным, его повести были полны сатиры и такого близкого, понятного всем юмора. Но ни юмор, ни сатира не приходились по душе власти, поэтому многие произведения распространялись неофициально. С экранизациями происходила похожая история. Первые версии фильмов представили итальянские и немецкие артисты. Эта «международная» картина во многом сменила акценты, что не пошло на пользу фильму.
Пробы на главные роли
Когда материал наконец попал в руки советских кинематографистов, то работа закипела. В первую очередь искали достаточно выразительных актеров на главные роли. Профессора Преображенского видели в воплощении Леонида Броневого или Юрия Яковлева. Они даже пробовались на роль, но всех затмил Евгений Евстигнеев. Его образ оказался наиболее проникновенным и убедительным, что отметил приглашенный на пробы руководитель научного института.
Шариков, как истинный дворовый пес, заставил за собой погоняться. Режиссер никакие не находил кандидатуру на роль собаки в человеческом обличьи. Отметались все кандидатуры, даже такие метры как Караченцов или Жарков. Однажды режиссеру на глаза попалась фотография малоизвестного актера с фамилией Толоконников. Его пригласили на пробы, и к удивлению присутствующих он изысканно воплотил свою роль.
Четвероногий актер
Звериное альтер-эго Шарикова – бродячего пса также тщательно подбирали среди лучших кандидатур. Самым проворным и умным оказался состоящий на службе пес Край. Одна незадача – пес был слишком ухоженным для роли дворняги. Пришлось срочно гримировать клыкастого актера. Его шерсть обмазывали желатином и даже нарисовали неприятный ожог. Дебютная роль Края прошла так удачно, что он смог продолжить карьеру и не раз сыграть друга человека.
Несчастные случаи
Профессия актера не только интересная, но и достаточно трудная. Актерам приходится обучаться множеству навыков в надежде, что один из них пригодится на пробах. Владимиру Толоконникову, к примеру, очень пригодилась бы повышенная ловкость. В одной из сцен актер пытается убежать от коллеги и по сценарию разбивает часть посуды. Разбить посуду, а с ней стекло в буфете у Толоконникову вышло, а вот остаться невредимым нет. Порез руки оказался таким сильным, что Владимиру Алексеевичу понадобилась помощь врача. Однако актер стойко перенес любые трудности.
Критика
Угодить всем, когда снимаешь по классике, невозможно. Эту простую парадигму не раз доказывали режиссеры снимающие экранизации по книгам. Случай «Собачьего сердца» не стал исключительным – критики разгромили фильм. Фильм ругали так забористо, что в отношении режиссера не раз звучали серьезные угрозы. «Отрубить руки и сбросить с моста», вот малая часть того, что слышал Владимир Бортко в свой адрес. Однако время рассудило этот ожесточенный спор. Всего через два года после выхода картины, режиссер вместе с Евгением Евстигнеевым удостоились награды за свой труд – им вручили Госпремию.
Понять Булгакова
Как бы серьезно критики не ополчились на картину, «Собачье сердце» вышло удачным. Фильм отметили даже за рубежом – в Италии, Польше и Болгарии. Многие советские зрители также тепло приняли картину, но всех ярче отметился Владимир Толоконников. Писательница, критик и булгаковед призналась, что поражена игрой актера. Такого тонкого образа Шарикова она не встречала. По мнению женщины Владимир смог понять тот «сложный» образ, что заложил сам Булгаков.