Найти тему
Кинокружок Курилова

«На ощупь»: Андреасяны сняли правдивый лесной триллер с Нагиевым и семейной драмой

Оглавление

Увидев постер, я подумал что это новый шикарный фильм с Николасом Кейджем. Пригляделся и понял, что потрепанный мужик в лесу, за которым гонится медведь, на самом деле Дмитрий Нагиев. И стало еще интереснее.

Кадр из к/ф «На ощупь».
Кадр из к/ф «На ощупь».

Бывший судья Виктор (Дмитрий Нагиев) уединенно живет в лесной избушке после болезненной потери жены. Уже несколько лет не видится с сыном и не отвечает на звонки. На досуге занимается охотой. Однажды он из-за неудачи на охоте теряет зрение. Теперь придется выживать в диком лесу, да еще бороться с депрессией и одиночеством.

Экспозиция недолгая: Виктор не ответил на звонок сына с поздравлениями с днем рождения. Единственным гостем стал залезший во двор огромный медведь. Позже подъехал брат и коллега Филипп (Михаил Горевой), привез подарок – охотничье ружье.

Хорошая команда

Удачный дебют 30-летнего сценариста и режиссера Антона Мусса, в компании c которым оператор Анатолий Симченко, привыкший работать с Нагиевым на сериалах «В активном поиске», «Нагиев на каникулах».

Продюсировали Гевонд и Сарик Андреасяны. Они уже с успехом опробовали Нагиева в остродраматической роли потерявшего семью Виталия Калоева в «Непрощенном». Также с ними композитор Марк Дорбский из того фильма, которого они и привели в кино в 2017 году («Любовь в городе ангелов»), и не зря.

Уже на 15-й минуте начинается выживальческий триллер в лесу, по которому ходит знакомый Виктору и нам большой медведь. Триллер медленный и печальный, под музыку Дорбского, от которой то наворачиваются слезы, то возникает плотный мандраж (композитор успел проявить себя в хорроре «Гости» и триллере «Колл-центр»).

Настоящий лес, настоящие проблемы

Вернемся к оператору. Он тут не только внимательно следит за ГГ, но и дает одновременно интригующую и правдивую картинку дикой природы и испытаний, свалившихся на Виктора. Это работает в комплексе со здравым смыслом и чувством меры постановщика: это честное кино.

Триллер отлично держит напряжение, но при этом выглядит достоверно, не допускает избыточно рискованных трюков, чудесных спасений и прочих авантюрных ходов приключенческого кино. Обрыв над рекой невысокий, речка без супер-течения и водопадов, почти ручей. Нет непроходимой чащи, нет внезапных бурь и ураганов. Строго говоря, это обычный российский лес. Просто герою не повезло.

Кадр из к/ф «На ощупь».
Кадр из к/ф «На ощупь».

Да и по ходу странствий ему не всегда сопутствует удача. Герой старается, мастерит ловушки, готовит розжиг костра, но большая часть хитростей не срабатывает, и зажечь огонь без спичек оказывается не так просто.

Мы видим не отчаянную борьбу с обрушившимся на голову героя роком и не лихую демонстрацию навыков выживания на дикой природе, это просто тяжелая мужская работа: чтобы замысел сработал на 30-40 процентов, герою надо выложиться на все сто. В итоге результат усилий выглядит максимально достоверным.

Кроме собственно триллер-приключений фильм украсил яркий эпизод с жутковатым психологическим хоррором. Также удачно работают воспоминания героя о его конфликте с сыном, также основанном на драматических событиях, произошедших в лесу.

Кадр из к/ф «На ощупь».
Кадр из к/ф «На ощупь».

Испытания для души

За последнее время снято немало триллеров, где герой по ходу странствий переосмысливает жизнь на флешбеках. «На ощупь» в этом ряду один из лучших. Андреасяны умеют снимать искреннее трогательно, это стало понятно еще на «Землетрясении», когда плакали целые залы.

Тогда некоторые ошарашенные критики пытались уличить режиссера Сарика Андреасяна в том, что от его фильма слишком много слез. Это была одна из самых нелепых претензий, что я когда-либо слышал.

Недостаточно взять болезненную тему, чтобы обеспечить сопереживание зала. Есть множество примеров неудачных попыток. Например, пошленькая постановка «Собибор».

Кадр из к/ф «На ощупь».
Кадр из к/ф «На ощупь».

И даже родственное «оскаровское» кино «Невозможное» про тайское цунами не так пробирает. Адреасянов можно ругать за некоторые комедии, «Защитников», «Мафию». Но иногда их кино попадает точно в цель. В данном случае так и есть.

Они сняли не только качественный выживальческий триллер, но и честное, прочувствованное семейное кино. А также мужское кино: суровую, но справедливую и облагораживающую историю троих мужиков. Даже, можно сказать, четверых. Женщины тут в основном кадром, в воспоминаниях о потерях, после которых легко сбиться с пути, после чего возвращаться назад иногда приходится почти на ощупь.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!