В статье представлен российский легкий транспортный самолет нового поколения Ил-112В предназначенный для военно-транспортной и коммерческой авиации.
Ключевые слова: Илюшин, транспортный самолет, турбовинтовой,
В первой половине 1990-х годов КБ имени Ильюшина был предложен укороченный вариант Ил-114 под рабочим названием Ил-112. Воплощения проект не получил и в дальнейшем индекс 112 перешёл к совершенно другому самолёту — военно-транспортному Ил-112В, разработка которого началась в начале 2000-х годов.[1]
В апреле 2004 года проект самолёта Ил-112В победил в конкурсе на разработку лёгкого военно-транспортного самолёта, проводимом Минобороны РФ, опередив проекты МиГ-110, М-60ЛВТС и Ту-136Т. В мае 2005 года командующий 61-й воздушной армией генерал-лейтенант Виктор Денисов сообщил представителям СМИ, что первый Ил-112 поднимется в воздух уже в 2006 году, а в 2007 году будет выпущена установочная партия; также, финансирование проекта будет учтено в ГПВ-2020 (Государственной программе вооружений на период 2011—2020 гг.) и в плане гособоронзаказа до 2015 года. Темп производства должен был составлять до 18 машин в год. Однако финансирование проекта сократилось и дальнейшая реализация проекта замедлилась, а сроки были отложены.
Для начала реализации проекта ВАСО должно было собрать четыре опытных образца, два из которых — лётных, а два других — для наземных испытаний. Позже руководство ВАСО сообщило, что опытный образец будет собран до конца 2010 года, а в 2011 году будет организован серийный выпуск. Однако в августе 2010 года, когда шла подготовка к производству но, генеральный заказчик (Минобороны РФ) полностью приостановил финансирование проекта, и предложил разработчикам самостоятельно изыскать средства для сборки четырёх опытных образцов (рис.1.).
В мае 2011 года Минобороны РФ приняло решение отказаться от военно-транспортной версии Ил-112, приобретя семь самолётов Ан-140 грузовой модификации, и 20 июля сборка опытной машины была остановлена.
Планировалось использование российских силовых установок и ТВ7-117СТ. Для всех модификаций самолёта будет принята система эксплуатации по техническому состоянию без капитальных ремонтов, обеспечивающая поддержание требуемого уровня лётной годности при минимальных эксплуатационных расходах в пределах назначенного ресурса (45 000 лётных часов или 30 000 полётов) и срока службы 35 лет. 10 января 2013 года стало известно, что Главкомат ВВС России в конце декабря представил министру обороны С. Шойгу обоснование для возобновления проекта Ил-112, а 24 июня стало известно, что Ил-112 рассматривается как замена старых военно-транспортных Ан-26. 26 июня ОКБ Ильюшина направило в ОАО «Климов» заявку на создание нового турбовинтового двигателя для Ил-112. В августе генеральный конструктор ОАО «Ил» Виктор Ливанов подтвердил, со ссылкой на источник в Минобороны РФ, что работы по этому проекту возобновлены.[2]
23 декабря 2014 года пресс-служба ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» сообщила про заключение контракта с Минобороны РФ на разработку военно-транспортного самолёта Ил-112В, куратором программы от ОАК был назначен Ю. В. Грудинин, а конструктором — С. М. Громов.
В июле 2016 специалисты ЦАГИ провели испытания модели Ил-112В на флаттер. К декабрю 2016 на воронежском авиазаводе ВАСО собран фюзеляж первого Ил-112В и проведена стыковка крыла с фюзеляжем. 22 февраля на ОАО «Ил» начались работы по монтажу экспериментального образца процедурного тренажёра. 5 апреля на ВАСО поступили первые двигатели ТВ7-117СТ. 11 апреля Совет директоров ОАО «Ил» одобрил сделку с ЛИИ им. Громова на оснащение опытных самолётов Ил-112В комплектом бортовых траекторных измерений (КБТИ-М) для проведения испытаний. В апреле самолёт был поставлен под ток, начались испытания отдельных систем.
27 ноября 2018 года на воронежском авиастроительном предприятии прошла процедура передачи первого лётного образца Ил-112В на лётно-испытательную станцию.
Первый полёт Ил-112В состоялся 30 марта 2019 года; полёт состоялся с взлётно-посадочной полосы аэродрома ПАО «ВАСО» и продлился 45 минут на скорости 250 км/ч; самолёт совершил испытательный полёт над Воронежем и успешно приземлился. Экипажем командовал лётчик-испытатель, Герой России Николай Куимов. Полётное задание утверждал руководитель Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина, вице-президент ОАК Алексей Рогозин.
После первого испытательного полёта в 2019 году в СМИ появилась информация, что прототип самолёта не соответствует требованиям технического задания — он имеет превышение собственного веса на 2 тонны. Из-за этого без дополнительных доработок может значительно снизиться либо грузоподъёмность, либо дальность полёта.
После полёта самолёт был помещён в цех ВАСО, выполнялись отдельные работы, при этом сроки второго полёта неоднократно переносились. 19 марта 2021 года, спустя почти 2 года после единственного полёта, стало известно о выполнении наземных пробежек на территории аэродрома. Ожидается, что весной может состояться второй полёт.
30 марта 2021 года продолжилась программа лётных испытаний лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. В ходе полёта проверялись режимы работы силовой установки, устойчивость и управляемость самолёта, работа его основных систем. Полёт продолжался около 30 минут и прошёл в штатном режиме. По словам командира экипажа, полётное задание выполнено.
13 августа 2021 года первый образец военно-транспортного самолета Ил-112В совершил перелёт из Воронежа в подмосковный Жуковский для участия в VII Международном военно-техническом форуме «Армия-2021».
17 августа 2021 года, при заходе на посадку в аэропорту Кубинка, самолёт Ил-112В разбился. На борту было 3 члена экипажа. Командиром экипажа был лётчик-испытатель, Герой России, Николай Куимов. 23 августа 2021 года вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что, несмотря на катастрофу опытного экземпляра, программа создания самолёта Ил-112В будет продолжена.[3]
Ил-112В является двухдвигательным турбовинтовым монопланом с высокорасположенным прямым крылом.
Технические характеристики Ил-112В
экипаж: 2 человека
пассажировместимость: 44 (грузопассажирский вариант)
грузоподъёмность: 5 т (максимальная загрузка)
длина: 24,15 м
размах крыла: 27,15 м
высота: 8,89 м
нормальная взлётная масса: 20,4 т
макс. взлётная масса: 21 т
ёмкость топливных баков: 7200 л⋅0,775 кг/л=5580 кг
проём рампы, В×Ш: 2,42×2,45 м[источник не указан 1536 дней]
Основные характеристики силовой установки
двигатель: ТВ7-117СТ
мощность на максимальном взлётном режиме: 2×3100 л. с.
мощность на повышенном чрезвычайном режиме: 2×3600 л. с.
воздушный винт: однорядный шестилопастной АВ-112
диаметр винта: 3,9 м
тяга: 3645 кГ
форсажная тяга: 4145 кгс
Расход топлива: 175 грамм на л. с./час
Удельный расход: 31,12 грамм/пасс./км (вычислено по модели)
Лётно-технические характеристики
максимальная скорость: 550 км/ч
крейсерская скорость: 450—500 км/ч
практическая дальность: 2400 км при загрузке 3,5 т
практическая дальность: 1200 км при максимальной загрузке 5 т
перегоночная дальность: 5200 км
практический потолок: до 7600 м
длина разбега: 870 м
длина пробега: 600 м
потребная длина ВПП 1200 м
Использованная литература
1. Ил-112В — российский лёгкий транспортный самолёт нового поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-112 (Дата обращения 10.01.2023 г.)
2. Гадкий утёнок Ил-112В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://topwar.ru/156565-zakonomerno-li-il-112v-sbil-rogozina.html (Дата обращения 10.01.2023 г.)
3. В Подмосковье разбился опытный образец военно-транспортного самолета Ил-112В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://1tv-ru.turbopages.org/1tv.ru/s/news/2021-08-17/411540-v_podmoskovie_razbilsya_opytnyy_obrazets_voenno_transportnogo_samoleta_il_112v (Дата обращения 10.01.2023 г.)
Не забудьте подписаться на канал!