– Удивительное дело, Алексей Ефимович, – Распутин перекатывал по бокалу янтарный напиток, ставший «Армянским» в советское время, а в дореволюционное носивший всемирно известную марку «Шустовский», ‑ везде говорят и пишут, что цивилизация идёт по пути накопления технологий, и в то же время, мы постоянно видим вокруг себя их утрату. Сколько былинных летописей повествуют про медовые напитки, приводившие в детский восторг гостей Древней Руси. И где они? Нет и в помине. Вот так и этот дивный «Шустовский» через полвека выродится в какое‑то жалкое подобие, потеряв свой исконный вкус и даже наименование…
– Откуда вы знаете, что будет через полвека? – лицо Вандама, утонувшего в кресле, видно не было, и только рука с бокалом высилась на подлокотнике.
– Назовите это провидением, прорицанием, ещё как‑нибудь, но ведь насчёт стоялых медов я прав?
– Прав. Мы действительно на пути к техническому прогрессу что‑то теряем. Вполне возможно и то, о чём потом будем горько жалеть. Но разве бывает по‑другому? Чтобы что‑то обрести, надо чем‑то пожертвовать.
– Не знаю. Было бы неплохо, переселяясь в города, не разучиться распознавать птиц по щебету, а взглянув на траву и грибы, уметь отделять съедобные от ядовитых… Технологическая цивилизация – тонкая пленка, нарушить её целостность проще простого. А что после? Представляете себе современный город без отопления, воды, электричества?
– Картинка фантасмагорическая!
– У неё даже название есть – «постапокалипсис»…
– Из разговора с вами у меня складывается ощущение, что вы – пришелец из мира, где уже произошел Армагеддон, и всеми силами пытаетесь предупредить его на этом свете.
– А для этого разве обязательно быть пришельцем? Вот вы, Алексей Ефимович, давным‑давно написали: «Хуже вражды с британцами может быть только дружба с ними». Антанты тогда не было и в помине, а ваши слова подтверждаются ежедневно по прошествию десяти лет… Вы тоже пришелец?
– Нет, я просто очень хорошо изучил британцев во время англо‑бурской войны…
– Вот вы и ответили на свой вопрос…
(Сергей Александрович Васильев. «Распутин наш. 1917»)