Найти тему

Как и куда поступать после окончания 11 класса?

Каждый школьник задается этим вопросом много раньше, чем окончит школу и с облегчением покинет исписанную ручками и рекламными фразами парту, хлопнет сто раз перекрашенной дверью родного класса, выкинет все тетрадки и дневники, которые зачем-то коллекционируют родители с 1 по 11 включительно и скажет: "Вот она! Свобода!"

Одни определенно не знают, куда им идти, и, пожалуй, это может продолжаться вплоть до пенсионного возраста. Под натиском мудрых родителей, которые в надежде переписать сценарий своей жизни, дети выбирают "не и не туда" и потом в вечном ожидании пинка от строгого папы или истеричной мамы идут нетвердым шагом по жизни, шаркая и поднимая пыль недовольства ботинками судьбы. И получаются потом недоврачи, недоучителя, недо.....

Другие знали точно, что будут юристами или актерами, казалось, что это самая престижная и высокооплачиваемая работа. На всю жизнь.

Я мечтала стать дизайнером одежды, свободным художником или журналистом, к творчеству тянуло меня со страшной силой.

Я помню, как часами сидела, закрывшись в своей комнате, и писала картины, картинки, наброски. Я могла не спать по несколько ночей, так как уходила в этот вдохновляющий творческий запой и не замечала течения времени, потом лохматая, с краской на носу или руках приходила в школу и на уроках рисовала в тетрадях учителей, которые маячили у доски и что-то там рассказывали. Но по истечению пары недель я переключалась на другую деятельность, не менее интересную и важную – я писала стихи, рассказы, в стол, конечно, но это увлекало меня так же надолго, что бессонные ночи продолжались, а на переменах я выполняла «домашку», чтобы не тратить время дома на эту ерунду.

Все это я могла себе позволить в перерывах между походами в художку, музыкалку, между уборкой и готовкой, между скандалами родителей и запоями отца, в которых мать уходила в себя, и мне надо было присматривать за младшими братьями.

С каждым годом обстановка в государстве менялась, не в лучшую сторону для нас, детей, так и менялась обстановка в семье. Родители, как и положено было в то время, лишились работы и заработка, хозяйство пришло в упадок, и наши коровы и бычки отправились на бойню. Год, ровно год, мы питались картохой с огорода и квашеной капустой, почему-то сейчас иногда так хочется просто сварить картошечки в мундире и зажевать с капусткой, потому как в эти голодные времена общее горе нас как-то сближало, мы вместе мечтали о лучших моментах, которые когда-нибудь с нами должны были случиться, конечно, в перерывах между разборками.

И вот откуда ни возьмись прозвенел последний звонок, и надо сдавать экзамены и поступать в высшее учебное заведение. Русский язык и математика – это обязательные предметы и сомнений, что я все сдам на «отлично» не было, я же усердно занималась….может, не совсем тем, что надо, но упражнялась точно. Дальше предметы выбирались наугад, что полегче, чтоб как-нибудь ……Я выбрала литературу, географию и ОБЖ. Интересный набор, не правда ли? Чтобы стать художником, мне нужны были русский и литература, а журналистом – то же самое, еще история России. Историю в школе я не любила, и эта нелюбовь прошла через всю мою жизнь, если сказать правду.

В школе я отстрелялась быстро, получив пятерки и по ОБЖ четыре, отчего я долго смеялась, так как такого расклада я точно не ожидала. На экзаменах была волнительная атмосфера, но чувствовалась душевная поддержка учителей, участие и сопереживание. Практически в спокойной, непринужденной семейной обстановке ( я имею ввиду идеальную семью) мы писали сочинение. А по литературе я ответила сразу, без подготовки – всего три темы, три вопроса. Ну как не ответить, если ты с 4-х лет живешь в библиотеке и тебе все очень интересно читать?

Больше времени занимала подготовка к выпускному вечеру нежели к экзаменам. И он одним летним жарким днем пролетел незаметно в школьной столовой, а потом в лесу мы встречали рассвет. Тогда я увидела, наконец, учителей раскрепощенными, это указывало на то, что в кружках у них был точно не лимонад и принесенный родителями в трехлитровых банках компот из крыжовника или малины. Раскрепощенными до рвоты в кустах оказались и выпускники. А как красиво все начиналось, без ложки иронии говорю, просто такая трансформация за вечер. Сцена местного клуба: бальные платья, костюмы и бабочки, цветы, грамоты. Все прошло,вроде, очень здорово, если честно, я не помню….много лет прошло.

Надо было ехать в город и подавать документы в учебные заведения, всего одно или два, так как экзамены были везде практически одновременно и возможности попытать счастья сразу в нескольких институтах или училищах были на нуле.

Я помню четко тот момент, очень тяжелый для меня и решающий в выборе профессии, опущенные плечи, сердцебиение, чувство всепоглащающей тревоги, какого-то нескончаемого горя. Я открыла дверь в комнату, где ругались родители, отец отвернулся от меня, как обычно, а мать молчала. Оказалось, что денег не было даже на автобус, чтобы доехать до города, не то, чтобы на «переночевать» во время экзаменов, купить краски и кисти по требованиям, что-то перекусить….Просто не было и все, такие времена.

Дверь в художественный институт скрипнула и с грохотом закрылась перед моими глазами, потом то же произошло и с дверью в училище культуры, где так же можно было обучиться профессии дизайнера. Там нет общежития, там надо краски и кисти, там никак если что на «зочное». Этот скрип и грохот стоял у меня в ушах, а где-то издалека слышны были голоса споривших родителей.

Я побежала к подружке, ее многодетная одинокая мама вечно что-то придумывала, а, вдруг, и здесь есть варианты.

У них каким-то волшебным образом нашлись знакомые преподаватели в педагогическом институте и теплое местечко на филологическом факультете, одно, намек, что мне там не место. Мысль, что главное сейчас доехать до города и поступить туда, где можно будет потом перевестись на другой факультет в будущем, замелькала у меня в голове желтым сигналом светофора. Увы, с моей подготовкой по трем предметам, выбор был невелик, мы поехали вместе и подали документы в педагогический институт, подружка на филологический факультет, а я на начального образования, это только потом я узнала, что там еще и учителей Изо готовят.

На вторую поездку и на ночевку я попросила у бабушки денег, она доила корову, потом процеживала парное молоко и угостила меня кружечкой, вытерла руки марлей: «В институт хочешь поступать, это там, в городе?»

«Да, педагогический, буду детей учить, - ответила я, - и тебя писать научу правильно. И это не институт, а университет, еще круче!»

«Ну ладно, конечно, езжай, у нас никто даже школу не окончил, это ж гордость какая будет, - она открыла подпол и спустилась в темноту, потом вылезла уже со стеклянной банкой, в которой лежали деньги, - на похороны себе копить начала, еще успею, хотя нынче сложные времена».

Так у нас появилась возможность поехать на экзамены в город. Два дня мы должны были прожить у какой-то знакомой мамы подруги, вернее, переночевать, а на автобус и трамвай копеечки были в руках. Я успокаивала себя, что как запасной вариант педагогический университет сойдет….а потом я все же поступлю на дизайнера.

Мы с сумками вошли в маленькую квартиру, где на трех квадратах толпились бабка и дед, молодая мамашка с орущим грудным ребенком на руках и ее муж, исподлобья смотрящий на все и на нас в том числе. «Девочки просто переночуют, хорошо? У них экзамен завтра. Н. очень мне помогала когда-то, надо выручить»- молодая жена уговаривала свирепого мужа.

В тот момент мое тело сжалось еще сильнее, сердце выскакивало из груди, и я готова была бежать и ночевать где-нибудь на вокзале, но и там опасно. Времена были бандитские, не было понятно, где мент, где грабитель, где убийца, а чаще все в одном лице…Ради поступления как-то надо потерпеть.

Всю ночь орал ребенок, нудел его папаша, абьюзер чистой воды. Мы пытались уснуть, поворачиваясь с одного бока на другой и затыкая уши. Уже светало, и надо было ехать в университет.

Я поехала вместе с подружкой и, пока она писала сочинение, я гуляла по набережной с учебником истории, пыталась что-то прочесть, но буквы петляли перед глазами, спутывались, как мои тонкие волосы каждое утро, в животе что-то урчало да так громко, что, казалось, все прохожие слышат это завывание злого голодного волка. Наконец, подружка вышла. Мы все же решили потратить деньги на пирожки, а до знакомых дойти пешком, это было рискованно в те времена, когда не было карт, айподов и прочих благ современности. Пришли мы к вечеру уставшие, голодные, ноги гудели. Подружка была уверенна, что поступит, она легко дышала, улыбалась даже после такого похода.

В подъезде у квартиры нас ждал сюрприз: выставленные сумки в коридор. Мы все же постучались, так как уже темнело и было совсем непонятно, что дальше. Встретил нас с криками все тот же муж знакомой: «Проваливайте отсюда, шалавы, тут у меня не притон!» Слово это мне было известно, так как отец частенько ласково с пеной у рта называл меня энным существом.

Мы вышли из дома, сели на лавочку, нас облепили голодные и такие же тираны комары. «Может, на вокзал, переночуем и домой поедем?»- сказала подружка. «А как же экзамен, поступление, зачем я сюда ехала?» - ужас охватывал меня все больше. «Ты же все равно историю не знаешь, - прошипела уже практически студентка, - че позориться?» «Я попытаюсь, жалеть можно только о том, что сделал, а не о том, что не сделал»- ответила я. Уже в голове я строила план, как дойду по ночному городу до универа, надев на себя спортивную кофту, чтобы совсем не замерзнуть, как буду сидеть на лавочке в парке, а с ранними утренними лучами погреюсь в холле университета и пойду на экзамен.

Но тут выбежала С., махнула нам рукой и, то и дело оглядываясь, повела нас вокруг дома. «Я сказала ему, что за молоком пойду для ребенка вон в тот киоск, ему-то лень,- шептала она, - а вас я пристрою, вот, ключи у меня есть от квартиры в соседнем доме, художник там живет, сейчас на дачу поехал и свекрови ключ оставил, а я стащила. Там переночуете и тихо утром уйдете, а ключи под коврик спрячете.»

В квартире в коридоре горел свет, в других комнатах нам было не велено включать, разговаривать, ходить и спать на кровати тоже было нежелательно, иначе хозяин или свекровь могли что-то заметить. С. сунула нам банку с молоком и полбулки хлеба, которые принесла в новомодном пакете и испарилась. Мы по очереди отхлебывали молоко и откусывали хлеб, молча ели и благодарили мысленно этого художника, свекровь, которая ни сном ни духом о нас, и С. Немного молока мы решили оставить на утро, и сквозь тьму пробрались к холодильнику.

Я набралась смелости, открыла холодильник и замерла от восторга и удивления: сметана, сыр, колбаса нескольких видов, баночка красной икры, котлеты, яйца.

«Давай, что-нибудь съедим, он не заметит, ему тут еды хватит, он на даче, забыл уже сколько тут всего, - соблазняла подружка. Мы пошли на преступление, и стащили одну котлетку, это был самый классный ужин за последнее время!

Легли спать мы на полу, рядом с кроватью.

Утром, когда лучи солнца осветили комнату сквозь задернутые полупрозрачные шторы, я увидела, что подружка все же перебралась на кровать и спокойно продолжала сопеть в покрывало.

Но самое главное то, что было вокруг: картины, статуэтки, предметы интерьера неописуемой красоты! В соседней комнате я обнаружила мастерскую, где художник изготавливал мебель на заказ, тогда это было модно и оплачиваемо. На полках пылилось множество книг по искусству, книги в то время тоже доставались «из-под полы» и были только для избранных. Я любовалась….вдруг тишину нарушило громкое кукование и скрип, это самодельные часы на стене возвещали о семи утра. Настало мое время! Надо было бежать! Подружка не хотела вставать и обещала, что придет позже.

Я успела к восьми. Получила билет- задание. У меня было три с половиной часа на все. Комплексный экзамен включал в себя вопросы по геометрии, алгебре, русскому языку, истории и педагогике. Нужно было доказать какие-то там теоремы, решить задачи и примеры, написать ответы по Истории и педагогике, а потом в данном тексте сделать разборы. Во всем ответе не должно было быть ни единой ошибки, так как автоматически это был и экзамен по русскому. Откуда-то все появилось пред моими глазами, в моих мыслях….и я писала, писала. Вот правильно говорят учителя, если работаешь на уроке, повторяешь что-то дома, то все в голове отложится. А если самолетики пускаешь и извилины свои даже напрячь не пытаешься, то, конечно, в последний день перед экзаменом не надышишься. Вот только с историей совсем туговато, я пыталась выдавить из своей головы хоть какие-то знания, как выдавливают зубную пасту уже из пустого тюбика, но получалось не очень. Я оглянулась вокруг, девочка сзади с надеждой смотрела на меня, а я на нее. Обмен. Я ей задачу решаю, она мне историю подскажет. И теперь шепотом, не поворачиваясь, я ей подсказала решение, а она успела сказать пару фраз. Нас заметили. «Надсмотрщик» встал рядом и уже ни шепотом ни полушепотом ничего нельзя было сказать. Я ухватилась за эти фразы и написала целое художественное произведение, мало относящееся к истории, но захватывающее и увлекательное. А что? Терять то нечего!

Я вышла из зала спокойная, уверенная, что я сделала все, что смогла. Потом направилась к выходу из университета, где меня ждала подружка с ее мамой, которая рассказывала, что почувствовала сердцем что-то неладное и решила приехать. Она ругала мужа своей подруги, саму подругу.

Мы сели на лавочку и перекусили вареными яйцами с хлебом и даже запили Мириндой, от которой меня почему-то затошнило. Я еще подумала, что «Дюшес» и «Буратино» куда лучше, чем этот новомодный лимонад.

Так мы сдали вступительные экзамены. Это был первый шаг в новую жизнь!

А ты, куда поступать решай сам, дорогой читатель. Никого не слушай, только себя, свою интуицию и готовься, готовься!

Пока есть ЕГЭ тебе не придется ездить на экзамены в другие города, ты можешь просто отправить результаты и заявление. Пока есть ЕГЭ, и интернет ты можешь прорешивать примерные билеты каждый день. Ты можешь сам поставить цель и добиться ее! Главное, не бойся камер на экзамене и злючих училок! И выбери то, что тебе по душе, а не то, что модно или хотят родители…Как это сделать, я расскажу позже…

А сейчас мне легко, я ответила на все вопросы, и они были сложнее, чем в школе, они были неожиданными, я училась, готовилась, но не к тому….но все же сдала. В современном мире тоже все быстро меняется и надо быть всегда готовым ко всему.

Мой сын сдал ЕГЭ на баллы от 96 до 100. Он не ходил к репетиторам. Он просто учился в школе и выполнял домашнее здание. Про его систему подготовки я тоже напишу, если тебе интересно.