Иван Владимиров. Агитатор
10 января (29 декабря) — день рождения художника Ивана Владимирова (1869/1870-1947). Многих картины Владимирова ставят в тупик, ведь он считается советским живописцем и заслуженным художником РСФСР: да сочувствует ли он революции или же, наоборот, издевается над ней? По-моему, совершенно ясно, что сочувствие художника — всецело на стороне "бывших": помещиков, генералов, офицеров, собственников, духовенства (священником, кстати, был и его отец)... У них — несчастные, умные, одухотворённые, страдающие лица. Защитники революции, матросы, красноармейцы изображены с нескрываемой ненавистью и предстают сплошь как хамы с неизменной папироской в зубах и спесиво задранным подбородком. Лица их тупые, наглые, чёрствые, надменные, так и светятся глупостью и самодовольством. Всё творчество Владимирова, посвящённое революции, — злобная карикатура, гротеск на неё, но при этом, если правильно понимать взгляд автора, не лишённый определённого интереса.
Перефразируя слова В. И. Ленина о другом противнике революции, писателе Аркадии Аверченко, которого он называл "озлобленным почти до умопомрачения белогвардейцем": "до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные, и замечательно слабые места его творчества... Так, именно так должна казаться революция представителям командующих классов. Огнём пышущая ненависть делает его произведения иногда — и большей частью — яркими до поразительности".
Отнюдь не случайно, что творчество Владимирова так любят нынешние булкохрусты и либералы (вроде Андрея Илларионова, постившего множество его картин), антикоммунисты всех мастей.
Русское духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен)
Когда под благословления того же духовенства простую "серую скотинку" гнали на убой в окопы мировой войны, никакого протеста у художника это не вызывало, он с энтузиазмом творил патриотические плакаты. Но стоило ролям немного перемениться...
Помещик и поп приговариваются комбедом к расстрелу
Иван Владимиров. Расстрел городовых. 1917
Разграбление помещичьей усадьбы
Крестьяне растаскивают имущество из барских поместий. Это прямо по Маяковскому — "тащь в хату пианино, граммофон с часами"
Крестьяне у Владимирова вызывают отвращение, пока они "растаскивают имущество из барских поместий" вместе с молодчиком в кожанке. Но стоит им повернуться против революции, самим превратиться в озлобленных собственников и наброситься на того же парня с вилами и топорами — и отношение к ним уже иное.
Встреча крестьянами реквизитора
Буржуазия на трудовой повинности
К концу 30-х годов ненавистные Владимирову революционные образы уходили в прошлое. Старый баталист по-прежнему искал на своих холстах противостояния старого и нового, прошлого и настоящего. Но теперь уже труднее понять, на какой стороне было его сочувствие.
Интуристы в Ленинграде. 1937
Ещё несколько картин Владимирова о Феврале. Любопытно, что здесь такого яростного неприятия революции не чувствуется, как в более поздних работах.
Долой орла! 1917
Сжигание орлов и царских портретов. 1917
Отречение Николая II от престола
Конец белой эпопеи, изображённый его кистью:
Бегство буржуазии из Новороссийска. 1920