Найти тему

Музей Ватной игрушки накануне Рождества: впечатления

Ай да январь! Ай да сукин сын! Вспомнил-таки, что он зимний месяц, что в столице надо не слякотью народ осчастливливать, а морозом.

Переборщил конечно, редким трескучим осчастливил, но ничего. И пусть моя морда быстро краснела от стоящего на улице дубака, снег под ногами пронзительно и громко хрустел под 90 килограммовым дядькой, а солнце игриво озаряло лучами местные бетонки, от намеченной цели я не планировал отступать.

Давно хотелось заглянуть в музей ватной игрушки. Он недавно открылся - в 2021 году, но успел мне уже «намазолить» глаза в сети. Люблю такие места - если ватные игрушки, то это обязательно новый год, мандарины, ёлка, оливье с «Иронией» перед глазами. Консервативен до косточек.

Николо-Перервинский монастырь
Николо-Перервинский монастырь
Здесь находится музей Ватной игрушки
Здесь находится музей Ватной игрушки

Когда вступил в канун Рождества на территорию патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря, то никак не ожидал увидеть музей под сводами удивительно атмосферной кельи XVIII века, а если быть точнее в старом семинарском жилом корпусе. Единственный в Москве музей ватной игрушки крошечный по размерам, но никак по своему наполнению. Здесь удивительно пахнет праздником. Посередине столы, на котором все желающие, и заранее записавшиеся, работают над созданием этих самых игрушек. Мастер-класс. Возле единственного, незаложенного ничем, окна -  потёртый чемодан истории, в нем аккуратно лежат советские ёлочные игрушки разных поколений. Их можно взять, посмотреть, покрутить, пустить ностальгическую слезу, вспомнив, что у бабушки когда-то была вот такая красненькая, красивая.

Просторы Музея
Просторы Музея

Надо отметить, что здесь под стеклянными стеллажами, игрушек различных времен полным-полно: в экспозицию Музея вошли уникальные коллекционные игрушки и редкие экспонаты времён Российской империи, СССР, Российской Федерации, а также изделия выдающихся современных мастеров кукольников. Коллекция Музея прослеживает историю 100 уникальных старинных и современных новогодних ватных игрушек, картонажа, элементов декора дореволюционной и советской России.

Окунался в детство постоянно, как в прорубь в Крещение православный.

В музее можно не только ощущать праздничное настроение всеми фибрами души, но и узнать историю нового года - для этого здесь представлен экскурсовод. В России, как это часто бывает, праздник пробивал себе дорогу самыми трудными путями.

Стенды про Новый год
Стенды про Новый год

Что это за праздник такой? Новый год?! Что его можно праздновать, русский народ узнал лишь в конце XVII века. Именно тогда, с 1700 года, с законодательного одобрения Петра I, сначала встречу нового года перенесли с сентября на январь, а затем стали это событие отмечать. Главными атрибутами торжества являлись фейерверки и иллюминация, а дом украшали еловыми ветвями. А вот наряжать елку в канун Нового года и Рождества, наши предки стали только в конце ХIХ века, идею подглядели у немцев. Самыми лучшими украшениями в те времена считались красивые стеклянные шары, куклы и конфеты, но это в матушке Европе, по причине того, что там было налажено массовое производство таких игрушек, у нас же для запуска собственных стеклодувных заводов не доставало необходимого сырья. А заниматься экспортом - дорого! Поэтому ёлочные игрушки стали делать буквально из подручных средств.  Таким материалом стала вата. Она имела ряд безусловных плюсов: мягкая, податливая, коммуникабельная с другими материалами и главное, долговечная!

Стеллажи с наградами
Стеллажи с наградами

Первые ёлочные украшения — подвески, назывались «дрезденскими игрушками». Они выполнялись вручную из прессованной ваты и представляли собой плоские рельефные фигурки. За основу брался картон, который придавал изделию большую прочность. На протяжении всего XIX века макушку рождественской ели украшали или Вифлеемская звезда, или фигурка Иисуса Христа. Обычно их делали из дрезденского картонажа и для большего эффекта подсвечивали свечами. Ватная игрушка несла определённое пожелание: зайчик с колоском - пожелание хорошего урожая, для женщины - плодовитости, зайчик с колокольчиком - защита дома от нечистой силы, зайчик с сеном - сено, символизирует ясли, в которых лежал Христос.  

После революции 1917 года празднование Нового года стало заменой Рождества. Хотя религиозная символика была под запретом, традиция ставить елку, как символ Нового года, сохранилась. А игрушки стали делать тайком! Дома. Собственноручно! Именно на этот период приходится создание уникальных произведений ручной работы, которые крайне ценятся нынешними коллекционерами.

Меня крайне порадовали... грибы и орехи на праздничной елке. Оригинальное решение. Грибы и орехи - ватные, самые разнообразные: мухоморы, подосиновики, бледные поганки, грецкие орехи. А ведь именно игрушки с изображениями фруктов, ягод, овощей, грибов использовались «подпольщиками» чаще всего в тот «запрещенный» период, как мечта о спокойной и сытой жизни, которая обязательно должна стать былью.

Грибы на Елке
Грибы на Елке
Грибы на Елке
Грибы на Елке
Грибы на Елке
Грибы на Елке
Фабричное производство елочных игрушек было впервые налажено в России в годы Первой мировой войны. В то время в городе Клин существовал стекольный завод, принадлежавший с 1848 года князьям Меншиковым. В войну в Клин попали пленные немецкие солдаты. Они-то научили русских мастеров выдувать из стекла елочные шарики и бусы.  А еще война подарила новогоднее украшение, без которого нынче тяжело представить современную елку – верхушку в виде шпиля (навершия солдатских касок и шлемов).

В 30-е годы XX века елочные игрушки в России стали изготовлять массово, вручную. В столице было организовано несколько профессиональных художественных артелей: «Детская игрушка», «Художественная игрушка», «Все для ребенка» и другие. В создании украшений из ваты использовали и опыт потомственных мастеров из семей, еще до революции занимавшихся производством елочных игрушек. Среди них И.А. Русаков, работавший в артели «Все для ребенка» и щедро делившийся секретами мастерства. Здесь на выставочных стендах представлены игрушки 22 знаменитых артелей, фабрик и художественных мастерских по производству игрушек, начиная с конца 1930-х годов до наших дней, не только столичных, но и ленинградских: «Изокульт», «Промигрушка», «Культигрушка», а также артелей Московской области, Свердловска, фабрики «ИЗО» ЦПКиО им. М. Горького. Достаточно в стране рукодельных людей!

Ватная игрушка
Ватная игрушка
Ватная игрушка
Ватная игрушка

Возвращаясь к истории, отмечу, что основой для фигурки ватного человечка в тех ранних артелях служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формовали из мастики, папье-маше или воска. Затем это все грунтовалось, окрашивалось, кистью вручную писались глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером (это делало ее прочной) и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Чтобы получить такой искусственный снег, выдували шар с тончайшими стенками. Затем сбрасывали его в специальный ящик, где шар рассыпался на мелкие чешуйки. В музее можно разглядеть схему создания такой игрушки. Любопытно.

Схема сборки елочной игрушки
Схема сборки елочной игрушки
Схема сборки елочной игрушки
Схема сборки елочной игрушки

С 1929 по 1936 гг. рождественская елка была отменена. «Только тот, кто друг попов - Елку праздновать готов». Комсомольские патрули даже пытались проверять по домам, нет ли там елки. Те, кто продолжали соблюдать традиции рождественской елки, делали это в большой тайне, за занавешенными окнами, устанавливая маленькое деревце, которое легко можно было спрятать.

В 1935 году советским людям вернули-таки праздник. В газете «Правда» вышла статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента начинается эра советской елочной игрушки. Рождественская тематика сменилась Новогодней, Вифлеемская звезда была заменена на Красную Кремлевскую, а вместо ангелов и херувимов начали создавать фигурки советского духа: румяных лыжников, пограничников, персонажей любимых сказок. По игрушкам предвоенных лет можно легко понять, чем жила страна. Например, была выпущена серия ватных фигурок в честь экспедиции Папанина на Северный полюс. В ней были: полярник с медведем, станция Северный полюс и медведь-лыжник, разносящий почту. В 1935 году на экраны вышел легендарный фильм «Цирк». На елках моментально появились ватные клоуны, акробаты, дрессированные собачки и цирковые слоны. Именно таким игрушкам, того самого периода, в музее отдан почти целый стеклянный стеллаж, на котором стоит уникальный экспонат – Клоун с обручем, выпущенный артелью «Все для ребенка», которого изготовили в 1938 году!

Современные ватные игрушки
Современные ватные игрушки
Клоун с обручем 1938 год
Клоун с обручем 1938 год
Игрушки советского периода
Игрушки советского периода
Ватных игрушек, сделанных в 30-е и 40-е годы прошлого века, сохранилось совсем немного. Причина проста - по сложившейся традиции, такие украшения помещали на нижних ветвях ели, для того, чтобы дети могли их потрогать и поиграть. В результате продолжительность жизни таких игрушек была не долгой. Начиная с 50-х годов, на фабриках стали использовать станки для намотки ваты и горячей штамповки ватных игрушек. Ручной работы становилось все меньше. В 60-х годах процесс создания ёлочных игрушек был полностью механизирован. Украшения для новогодней ёлки стали производить массово по одним лекалам. Уникальность испарилась подобно утренней росе.

Под одним стеклянным стеллажом – игрушки для продажи, под другим лежали большие ватные Деды Морозы, которые были у большинства семей в советское время. Большие фигуры до 1 метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, ставились под елку. Именно эти большие фигуры стали настоящими долгожителями среди ватных игрушек. У меня такой даже сохранился, но могу сказать с уверенностью, что спустя несколько десятилетий после прекращения их выпуска, Деда Мороза в шубе из ваты и полиэтиленовым лицом все еще можно приобрести на новогодних ярмарках.

Ватные игрушки на продажу
Ватные игрушки на продажу
Ватные Деды Морозы
Ватные Деды Морозы

В 1921 году был организован артель «все для ребенка», на основе мастерской, в которой трудились одни женщины. Возглавила предприятие Варвара Дмитриевна Гринберг, а консультантом и вдохновителем выступил известный художник, меценат Николай Дмитриевич Бартрам. В артели делали мягких зверей из фланели и плюша, пупсов с вышитыми лицами и льняными волосами, кукол-перевертышей. Образцами служили иностранные открытки, иллюстрации из детских книг и книг Брема. И вот в 1931 году в возрасте шестнадцати лет, некая Вера Виноградова поступила ученицей в артель. Именно ей было суждено стать автором знаменитого Деда Мороза, мальчика на санках и ряда других кукол.

Дочь звенигородского типографского рабочего Вера Виноградова еще в детстве проявляла художественные способности. Ее меткие карикатуры на учеников и педагогов в школьной стенгазете не раз вызывали бурное веселье учеников. Карикатуры, набросанные во время урока, ходили по рукам, вызывая с трудом сдерживаемый смех. Любознательная девушка не выходила из цеха художников. Она подмечала приемы художников, копировала и жадно училась. Стала настоящей мастерицей своего дела.

Нарядная шуба Деда Мороза обсыпана сверкающими белыми блестками — «снегом». Седая окладистая борода и пышные усы оттеняют румянец щек. Скрывающаяся за усами улыбка хитра, лукава и обаятельна на столько, что оставляет неизгладимый след в сердце практически каждого ребенка. У меня оставался только один вопрос – если Деда Мороза создал один автор, тогда откуда их столько много тут и все отличаются? Ответ был дан все тем же экскурсоводом. Взяв за основу работу Веры Виноградовой, множество артелей, фабрик старались сделать своего деда мороза, привнеся в каждый свою изюминку, фишку, как сказали бы сейчас.

Кстати, внучка у Деда Мороза появилась только в советские годы. В 1937 году в Колонном зале Дома Союзов впервые была устроена детская елка. Хозяином на этом празднике был Дед Мороз. Но ему требовался помощник. Поначалу устроители елки хотели назначить таким помощником Снеговика-почтовика. Но потом вспомнили о героине пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» – прекрасной светловолосой девушке, вылепленной из снега. В конце 30-х годов фигурки Снегурочек стали ставить под елку. Их изготавливали из ваты или папье-маше. В одном из вариантов Снегурочка была пролетарской девочкой в сафьяновых сапожках и с красным флагом.

А одну ватную игрушку все же прикупил. Яблочко – оно больше всех понравилось моему сыну.

Ватные игрушки
Ватные игрушки
Ватные игрушки
Ватные игрушки

Впечатлений- тьма. Нужно было еще по территории монастыря пройтись. Но это совершенно другая история...

На этом всё.

Спасибо, что дочитали до конца!

Подписывайтесь на мой канал.

Кстати, у меня есть очерк о Музее Козла, что в Твери и о районе Печатники, где находится этот музей, а также рассказ о Николо-Угрешском монастыре в Рождество эпохи Ковида