Найти в Дзене

Путь в зиму по хребту Иограф

Как-то на каникулах мы совершили эту дивную прогулку. Тогда ни мы, ни наши друзья-крымчане снегом были не избалованы, поэтому воспринимали путешествие как настоящую сказку. И, в общем-то, так оно и было. Вот, если идёт у нас сейчас за окном снег, значит он будет валить и валить с утра до вечера, да и не один день, пока не засыплет все дворы по колено… А тогда мы проснулись утром в тёплой Ялте (ну, для января тёплой), под огненным рассветным небом поднимались через жаркий осенний лес к Узенбашской тропе, где уже привычно нырнули в сырой туман, на сей раз подготовивший нам наверху настоящую снежно-ледяную сказку! Не «Двенадцать месяцев», конечно, но разнообразие налицо. К сожалению, у нас в Туле так не получится — чтобы выйти утром из дома, а к обеду оказаться километром выше в другом времени года! Поэтому будем вспоминать и немного грустить…

Ещё из Тулы мы договорились о совместном походе по самому мощному контрафорсу Ялтинской яйлы — хребту Иограф — с нашим севастопольским другом Сашей. Созвонившись с ним вечером по приезде, выяснили, что к нашей компании примкнут ещё две наши подруги по Живому Журналу — Вика и Катя, чему мы очень обрадовались. Развиртуализация интернет-друзей всегда очень интересна и приятна!

Пока севастопольский десант подбирался к началу тропы, мы, чтобы поберечь потянутую ещё в Туле ногу Лены, устроили себе небольшую фору — добрались к старту на такси. Аккурат к первым лучам солнца, украсившим сосновый лес.

-2

Узенбашская тропа начинается в Ялте на холме Дарсан, с которого от остановки «Бакалея» нужно, миновав жутковатую промзону (которую мы благополучно проскочили на такси), подняться к холму Ай-Яни, с которого влево уходит грунтовая дорога, постепенно переходящая в древнюю Узенбашскую тропу по отрогу Иограф на нагорье. До революции Узенбашская тропа к храмовой пещере Иограф была помечена красной стрелой с кольцом — знак Крымского горного клуба — и считалась одной из главных достопримечательностей Ялты.

Дорога вверх довольно крута, но зато идёт по красивому сосновому лесу. К сожалению, иногда тропа пересекает старые горельники. Всегда больно видеть такие плеши в крымских пригорьях, но иногда, особенно в туманную погоду, есть в этом печальном пейзаже и что-то завораживающее. Правда, чем выше мы поднимались — тем хуже становилась погода, но нас это только радовало. Мы очень рассчитывали застать в здешнем лесу туман, и желание наше осуществилось.

В лесу, на первом же изгибе тропы-серпантина, нас поджидал сюрприз. Здесь как будто прошёл ледяной дождь. Иголки сосен, стволы деревьев, трава — всё было сковано льдом. И звенело на ветру! Настоящие новогодние гирлянды-стеклярусы!

А ещё чуть выше — притаилась настоящая зима. Пока всё соответствовало нашим ожиданиям, и мы были в восторге! Несмотря даже на обледеневшие камни тропы и лютый ветер на спине хребта. Жаль только, видов никаких не показалось отсюда — увидеть облачное покрывало внизу было бы здорово, но этой мечте не суждено было сбыться.

Здесь, уже на финальном участке тропы, среди белоснежных сосен, и догнали нас увлёкшиеся красотами и сильно отставшие крымские друзья — несмотря на снег и ветер, совершенно счастливые от такой непривычной для крымчан зимы.

До перевала Иограф осталось всего ничего. Но видимость становилась всё хуже и хуже, мы даже чуть не прозевали развилку. Налево и вверх — на яйлу, вправо и вниз — к пещере Иограф. Без попутчиков мы, конечно же, не полезли бы по невидимой под снегом траверской тропе к пещере, в которой мы уже бывали раньше, но Саша был очень убедителен — и вот мы уже любуемся сосульками у входа в каменный зал.

Храмовая пещера Иограф — один из уникальных и сакральных памятников истории Горного Крыма. Как известно, в VIII – IX веках Крым являлся Византийской провинцией. Сюда, на задворки империи, отправляли в ссылку, сюда бежали сами, скрываясь от гонений. Так в эпоху иконоборчества тысячи иконопочитателей, не желающих ломать устои веры, предпочли укрыться в Крыму. Именно тогда в труднодоступных горных урочищах появились пещерные монастыри и церкви, и одна из таких горных церквей — пещера Иограф, расположеная под кромкой яйлинского массива на высоте около 900 метров. Пещера состоит из одного большого зала и нескольких узких тупиковых ходов в его дальнем конце. Внутри пещеры и находилась церковь.

Немного отдохнув и подкрепившись, мы сделали марш-бросок вверх, на перевал. Видимость тут была почти нулевая, да ещё и ветер. Это сильно поменяло наши планы по прогулке по яйле. Так что обратно мы пошли той же дорогой, но, благодаря сказочным пейзажам и отличной компании, ни разу об этом не пожалели.

3 января 2015 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...