Найти в Дзене

123 фото про бывший доходный дом кирпичного фабриканта Михаила Васильевича Захарова в Большом Казачьем переулке, 6

Друзья, поставьте лайк этому посту и обязательно подпишитесь! Очень вам благодарен!

Привет всем, уважаемые ценители истории и архитектуры Санкт-Петербурга!

Начинаем!

Этот и следующий посты будут посвящены двум самым интересным бывшим доходным домам в Большом Казачьем переулке. В этом посте изучим историю дома, построенного по заказу кирпичного заводчика Михаила Васильевича Захарова в Большом Казачьем переулке на участке под номером 6.

Фасад этого построенного в период с 1901-го по 1903-й годы дома, решён в стиле эклектики. Роскошное убранство со множеством декоративных элементов. По углам здания устроены четырёхэтажные (со второго по пятый этажи) эркеры, сверху увенчанные башенками.

-2

Соседствующие главный парадный вход и проездная арка расположены по центру здания.

-3

Антресоль в высокой проездной арке.

-4

Богато оформленный парадный вход с не менее роскошными дверными заполнениями в виде двустворчатых дверей.

-5

Двери с модерновыми мотивами, вероятно когда-то были расстеклованными.

-6

Видите львиные морды, укрытые сотым слоем краски? Потрясающе! Привести бы эти двери в порядок.

-7

Снимок, датированный 1986-м годом. В створках видны прозрачные стёкла.

-8

Хоть дом и пятиэтажный, но построен на высоком цоколе.

-9

Консоли под эркером в виде зооморфных героев, похожих на львов с кольцами в пасти.

-10

Подэркерное пространство.

-11

Картуши с обеих сторон прикрыты крыльями птиц, а снизу украшены фруктовыми фестонами и длинной подвеской.

-12

Перейдём к осмотру убранства верхних этажей.

-13

Если нижняя часть здания оформлены штукатуркой "под грубый камень", оставшиеся четыре этажа в большей части облицованы неглазурованным декоративным кирпичом и гладкой штукатуркой. Фасад со второго по пятый этажи разделён на две части по два этажа ,визуально отделённые друг от друга массивным карнизом.

-14

В простенках обеих частей фасада в центральной части устроены ионические пилястры прямоугольной формы.

-15

Центральные оконные проёмы второго этажа с балконами.

-16

Балконы, судя по ограждениям в советское время претерпели реконструкцию.

-17

Полуциркульные оконные проёмы того же второго этажа, в своей верхней части оформлены широкими наличниками.

-18

Над окнами второго этажа под прямыми сандриками скучают маскароны.

-19

Боковые оконные проёмы с маленькими узкими балкончиками.

-20

Маскароны с женскими ликами над этими оконными проёмами.

-21

Так выглядят пилястры в простенках между окон.

-22

Проёмы центральных окон третьего этажа. Ограждения балконов советского времени.

-23

Роскошное убранство боковых эркеров.

-24

Над эркерными окнами третьего этажа спрятаны ионические капители.

-25

А вот между этими капителями меж пальмовых ветвей покоятся картуши.

-26

Оконные проёмы того же третьего этажа прямоугольной формы, с замковыми камнями и широкими подоконниками.

-27

Переходим к изучению убранства предпоследнего четвёртого этажа.

-28

как окна ниже они также трёхчастные, с тут и там сохранившимися оригинальными рамами.

-29

Оконные проёмы этого этажа сверху увенчаны мощными прямыми сандриками на консолях. Обратите внимание на оконное заполнение слева. Вероятно, оригинальная расстекловка.

-30

Эркерное и также трёхчастное окно.

-31

Какое великолепное чувство ритма у архитектора Петра Николаевича Батуева. Дом хоть и массивный, довольно нагруженный элементами, но выглядит сравнительно легко.

-32

Окна пятого этажа, спрятанные между облицованными кабанчиком, состоят из трёх полуциркульных отдельно расположенных проёмов.

-33

Каннелированные пьедесталы с цветами в простенках и подоконное пространство в виде балюстрады с раковинами.

-34

Окна пятого этажа прямоугольной формы забраны широкими гладкими наличниками, с замковыми камнями и барочными раковинами.

-35

Капители пилястр на уровне пятого этажа отличаются от нижнего яруса своим ордером. Здесь он коринфский. А ещё консоли со львиными мордами.

-36

Те же независимые три полуциркульных проёма в эркерной части.

-37

Здесь они более узкие, но всё равно роскошные.

-38

Эркеры сверху увенчаны башенками.

-39

Конечно же, они современные.

-40

Часть снимка, сделанного в 1931-м году. Здесь башенки более пластичные, нарядные и с флюгерами.

-41

Вид на кровлю дома с высоты птичьего полёта.

-42

Преинтересный и богатый на отделку бывший доходный дом, построенный в эпоху стиля "Модерн".

-43

Заглянем во внутренние дворы. Скоро иы заглянем в окна парадной лестницы, выделенные ризалитом.

-44

Первый двор-колодец!

-45

Проходим в следующую арку, ведущую во второй двор.

-46

Ещё один двор колодезного типа.

-47

Участки по большому Казачьему переулку, 4 и по Гороховой улице 65 составляли единое домовладение. Вид на дворовый флигель по Гороховой улице.

-48

Дом 65 по Гороховой улице.

-49

Двор-колодец, между участками по Казачьему переулку и Гороховой улице.

-50

Покончив с осмотром строений, переходим к изучению истории участка.

-51

Уже в первой трети XVIII века на южном берегу реки Фонтанки возникают частные усадьбы. На плане 1738 года в рассматриваемом нами месте уже располагался участок с лесным массивом, принадлежавший некоей Сулиме Эльваль.

-52

Спустя 50 лет после даты основания Санкт-Петербурга, отмечаем что интересующая нас территория уже была зарегулирована. Здесь располагаются частные владения.

-53

Спустя ещё полвека, в 1798 году участок по бывшему Кривому Казачьему переулку входит в большое единое владение. Главное строение отмечено литерой "а".

-54

В 1809 году владение под номером 411 находилось в собственности купца 3-й гильдии Василия Ивановича Савина. При нём живёт сын Иван Иванович, так же купец 3-й гильдии. Чем торгуют не известно.

-55

Участок за номером 409, который вскоре будет объединён в единый, в том же 1809-м году принадлежал чиновнику 6-го класса, то ли гражданскому коллежскому советнику, то ли отставному полковнику Василию Гридякину. Участок от набережной реки Фонтанки до нынешнего Загородного проспекта назывался Семёновской улицей.

-56

Спустя 13 лет, в 1822 году участок, объединённый из двух, принадлежал мещанам Чепурину и Салтыкову.

-57

На плане 1828 года со стороны Кривого Казачьего переулка располагалось главное, уже каменное здание.

-58

Почему-то в справочнике 1836-го года очередными домовладельцами представлены наследники купца Аристова.

-59

Впрочем, как и в 1844 году.

-60

А вот в атласе 1849-го года уже становится известным, как зовут Салтыкова и Чепурнина, к тому времени являвшихся купцами.

-61

Вероятно, вплоть до конца 1850-х годов указанные купцы являлись хозяевами.

-62

В следующем справочнике, датированном 1862-м годом хозяином указан некий Никифоров.

-63

В 1868-ом году Никифоров Фёдор петрович указывается потомственным почётным гражданином, проживавшим в доме 65 по Гороховой улице. В доме он занимает две квартиры. Занимается подрядами и торговлей железом по Банковой линии, ведущей к набережной канала Грибоедова.

-64

На одном из листов чертежей обнаружил, что Фёдор Петрович представляется купцом 1-й гильдии, что совсем неудивительно.

-65

А вот выдержка из купеческой книги за 1868 год подоспела. Великолепные регалии.

-66

В 1868 году Фёдор Петрович расстанется с изучаемым нами участком. Правда, в следующем справочнике 1869 года, он всё ещё отмечается владельцем. Соседи Дмитриевы, в частности Александр, владеет двумя участками по соседству.

-67

План двора 1868-го года на чертеже закреплён ха наследниками потомственного почётного гражданина Дмитриева.

-68

Основной дом стоит по Гороховой улице.

-69

На всё тот же 1868-ой год дом по Большому Казачьему переулку бвл двухэтажным, с проездной аркой по центру и балконом над ней.

-70

Последним представителем фамилии Дмитриевых в качестве владельцев до 1901-го года указан поручик запаса Сергей Александрович.

-71

При следующем домовладельце Михаила Васильевиче Захарове в Большом Казачьем переулке будет построен наш дом.

-72

Правда, кирпичный заводчик Захаров был не единственным собственником.

-73

Портрет Михаила Васильевича Захарова.

-74

Коммерции советник, купец 1-ой гильдии, кирпичный заводчик в нескольких поколениях.

-75

Кирпичи с клеймами " Захаров", "Колпино" до сих пор можно встретить в Санкт-Петербурге. Один из примеров.

-76

Вторым собственником большого участка указан купец 2-ой гильдии Ефим Авдеевич Фёдоров. Он содержит гостиницы по Гороховой улице и Кронверкскому проспекту.

-77

Автором спроектированного дома является прекрасный и тем более талантливый гражданский инженер Пётр Николаевич Батуев.

-78

Прекрасный дом, почти полностью воплощённый в жизнь.

-79

Предпоследним домовладельцем с 1909-го по 1916 годы называется потомственный почётный гражданин Константин Николаевич Ушин.

-80

И в качестве "вишенки на торте", то есть последним домовладельцем упоминается генерал-лейтенант Павел Николаевич Шабельский с супругой Марией Александровной.

-81

Портрет Шабельского Павла Николаевича.

-82

Ффух! Преинтереснейшая, но как всегда быстро проскользнувшая история дома ! Но пора бы и осмотреть главную парадную!

-83

Идём!

-84

Пару лет назад здесь был проведён косметический ремонт.

-85

Стены зелёного цвета окрасились в лимонный.

-86

Основание перильного ограждения волютного изгиба.

-87

Парадный вестибюль прямоугольной формы с купольным потолком.

-88

Часть мраморных ступеней отсутствует или разрушена.

-89

Вид на декорированный потолок, опутанный карнизами и тягами.

-90

В центре купола когда-то была подвешена люстра.

-91

Фото в сторону выхода из парадной. Объёмное пространство, хотя на самом деле не очень просторное и в связи с этим уютное.

-92

Классический декор в верхней части прохода.

-93

На площадке первого этажа на полу обнаруживается плитка-визитка торгового дома Сигизмунда Максимилиановича Линднера.

-94

Плитка напольная цементная трёх цветов.

-95

Лифтовая шахта уже была задумана при проектировании здания.

-96

Поднимаемся на верхние этажи.

-97

Все квартиры в парадной - коммунальные.

-98

Таинственный и мистичный свет.

-99

Не смог удержаться от ещё одного снимка.

-100

Почти все дверные заполнения - оригинальные.

-101

Двери двустворчатые.

-102

Маленькие филёнки заняты резьбой.

-103

На межэтажных площадках сохранились оригинальные деревянные рамы.

-104

Квартирные звонки при входе в коммунальную квартиру.

-105

Начиная с межэтажной площадки между третьим и четвёртым этажами, в верхних ярусах оконных рам сохранились наборные паечные витражи.

-106

Модерновые растительные орнаменты. Черника или голубика?

-107

На всех этажных площадках из декора присутствуют только стеновые и потолочные панели.

-108

Множество квартирных звонков на фоне остатка витражей.

-109

Квартирные двери на вид скромные, но изящные.

-110

С одной стороны расселить бы все эти коммунальные хоромы, а с другой - потеряется шарм и атмосфера.

-111

Следуем на последний, пятый этаж.

-112

Оконный проём арочного типа с самым большим витражом.

-113

Видите розы?

-114

Обратите внимание на кованные лестничные ограждения.

-115

Осталось немного. Идём!

-116

Райские кущи звонков.

-117

Единственная квартира, в которой отсутствуют оригинальные двери находится слева.

-118

Потолочная панель.

-119

Из центра лепной розетки выглядывает крюк для люстры.

-120

Друзья, настало время заканчивать этот большой пост.

-121

Надеюсь, он понравился вам.

-122

Очень вас благодарю за интерес к Петербургу, его истории и архитектуре.

-123

Время для экскурсоводов сейчас не простое и конечно же моей экскурсионной работы почти совсем нет. Если вы желаете поддержать меня и мой канал финансово, то можете прислать любую удобную для вас сумму на одну из моих карт банков.

-124

До новой и конечно же скорой встречи, Друзья!