Друзья, поставьте лайк этому посту и обязательно подпишитесь! Очень вам благодарен!
Привет всем, уважаемые ценители истории и архитектуры Санкт-Петербурга!
Начинаем!
Этот и следующий посты будут посвящены двум самым интересным бывшим доходным домам в Большом Казачьем переулке. В этом посте изучим историю дома, построенного по заказу кирпичного заводчика Михаила Васильевича Захарова в Большом Казачьем переулке на участке под номером 6.
Фасад этого построенного в период с 1901-го по 1903-й годы дома, решён в стиле эклектики. Роскошное убранство со множеством декоративных элементов. По углам здания устроены четырёхэтажные (со второго по пятый этажи) эркеры, сверху увенчанные башенками.
Соседствующие главный парадный вход и проездная арка расположены по центру здания.
Антресоль в высокой проездной арке.
Богато оформленный парадный вход с не менее роскошными дверными заполнениями в виде двустворчатых дверей.
Двери с модерновыми мотивами, вероятно когда-то были расстеклованными.
Видите львиные морды, укрытые сотым слоем краски? Потрясающе! Привести бы эти двери в порядок.
Снимок, датированный 1986-м годом. В створках видны прозрачные стёкла.
Хоть дом и пятиэтажный, но построен на высоком цоколе.
Консоли под эркером в виде зооморфных героев, похожих на львов с кольцами в пасти.
Подэркерное пространство.
Картуши с обеих сторон прикрыты крыльями птиц, а снизу украшены фруктовыми фестонами и длинной подвеской.
Перейдём к осмотру убранства верхних этажей.
Если нижняя часть здания оформлены штукатуркой "под грубый камень", оставшиеся четыре этажа в большей части облицованы неглазурованным декоративным кирпичом и гладкой штукатуркой. Фасад со второго по пятый этажи разделён на две части по два этажа ,визуально отделённые друг от друга массивным карнизом.
В простенках обеих частей фасада в центральной части устроены ионические пилястры прямоугольной формы.
Центральные оконные проёмы второго этажа с балконами.
Балконы, судя по ограждениям в советское время претерпели реконструкцию.
Полуциркульные оконные проёмы того же второго этажа, в своей верхней части оформлены широкими наличниками.
Над окнами второго этажа под прямыми сандриками скучают маскароны.
Боковые оконные проёмы с маленькими узкими балкончиками.
Маскароны с женскими ликами над этими оконными проёмами.
Так выглядят пилястры в простенках между окон.
Проёмы центральных окон третьего этажа. Ограждения балконов советского времени.
Роскошное убранство боковых эркеров.
Над эркерными окнами третьего этажа спрятаны ионические капители.
А вот между этими капителями меж пальмовых ветвей покоятся картуши.
Оконные проёмы того же третьего этажа прямоугольной формы, с замковыми камнями и широкими подоконниками.
Переходим к изучению убранства предпоследнего четвёртого этажа.
как окна ниже они также трёхчастные, с тут и там сохранившимися оригинальными рамами.
Оконные проёмы этого этажа сверху увенчаны мощными прямыми сандриками на консолях. Обратите внимание на оконное заполнение слева. Вероятно, оригинальная расстекловка.
Эркерное и также трёхчастное окно.
Какое великолепное чувство ритма у архитектора Петра Николаевича Батуева. Дом хоть и массивный, довольно нагруженный элементами, но выглядит сравнительно легко.
Окна пятого этажа, спрятанные между облицованными кабанчиком, состоят из трёх полуциркульных отдельно расположенных проёмов.
Каннелированные пьедесталы с цветами в простенках и подоконное пространство в виде балюстрады с раковинами.
Окна пятого этажа прямоугольной формы забраны широкими гладкими наличниками, с замковыми камнями и барочными раковинами.
Капители пилястр на уровне пятого этажа отличаются от нижнего яруса своим ордером. Здесь он коринфский. А ещё консоли со львиными мордами.
Те же независимые три полуциркульных проёма в эркерной части.
Здесь они более узкие, но всё равно роскошные.
Эркеры сверху увенчаны башенками.
Конечно же, они современные.
Часть снимка, сделанного в 1931-м году. Здесь башенки более пластичные, нарядные и с флюгерами.
Вид на кровлю дома с высоты птичьего полёта.
Преинтересный и богатый на отделку бывший доходный дом, построенный в эпоху стиля "Модерн".
Заглянем во внутренние дворы. Скоро иы заглянем в окна парадной лестницы, выделенные ризалитом.
Первый двор-колодец!
Проходим в следующую арку, ведущую во второй двор.
Ещё один двор колодезного типа.
Участки по большому Казачьему переулку, 4 и по Гороховой улице 65 составляли единое домовладение. Вид на дворовый флигель по Гороховой улице.
Дом 65 по Гороховой улице.
Двор-колодец, между участками по Казачьему переулку и Гороховой улице.
Покончив с осмотром строений, переходим к изучению истории участка.
Уже в первой трети XVIII века на южном берегу реки Фонтанки возникают частные усадьбы. На плане 1738 года в рассматриваемом нами месте уже располагался участок с лесным массивом, принадлежавший некоей Сулиме Эльваль.
Спустя 50 лет после даты основания Санкт-Петербурга, отмечаем что интересующая нас территория уже была зарегулирована. Здесь располагаются частные владения.
Спустя ещё полвека, в 1798 году участок по бывшему Кривому Казачьему переулку входит в большое единое владение. Главное строение отмечено литерой "а".
В 1809 году владение под номером 411 находилось в собственности купца 3-й гильдии Василия Ивановича Савина. При нём живёт сын Иван Иванович, так же купец 3-й гильдии. Чем торгуют не известно.
Участок за номером 409, который вскоре будет объединён в единый, в том же 1809-м году принадлежал чиновнику 6-го класса, то ли гражданскому коллежскому советнику, то ли отставному полковнику Василию Гридякину. Участок от набережной реки Фонтанки до нынешнего Загородного проспекта назывался Семёновской улицей.
Спустя 13 лет, в 1822 году участок, объединённый из двух, принадлежал мещанам Чепурину и Салтыкову.
На плане 1828 года со стороны Кривого Казачьего переулка располагалось главное, уже каменное здание.
Почему-то в справочнике 1836-го года очередными домовладельцами представлены наследники купца Аристова.
Впрочем, как и в 1844 году.
А вот в атласе 1849-го года уже становится известным, как зовут Салтыкова и Чепурнина, к тому времени являвшихся купцами.
Вероятно, вплоть до конца 1850-х годов указанные купцы являлись хозяевами.
В следующем справочнике, датированном 1862-м годом хозяином указан некий Никифоров.
В 1868-ом году Никифоров Фёдор петрович указывается потомственным почётным гражданином, проживавшим в доме 65 по Гороховой улице. В доме он занимает две квартиры. Занимается подрядами и торговлей железом по Банковой линии, ведущей к набережной канала Грибоедова.
На одном из листов чертежей обнаружил, что Фёдор Петрович представляется купцом 1-й гильдии, что совсем неудивительно.
А вот выдержка из купеческой книги за 1868 год подоспела. Великолепные регалии.
В 1868 году Фёдор Петрович расстанется с изучаемым нами участком. Правда, в следующем справочнике 1869 года, он всё ещё отмечается владельцем. Соседи Дмитриевы, в частности Александр, владеет двумя участками по соседству.
План двора 1868-го года на чертеже закреплён ха наследниками потомственного почётного гражданина Дмитриева.
Основной дом стоит по Гороховой улице.
На всё тот же 1868-ой год дом по Большому Казачьему переулку бвл двухэтажным, с проездной аркой по центру и балконом над ней.
Последним представителем фамилии Дмитриевых в качестве владельцев до 1901-го года указан поручик запаса Сергей Александрович.
При следующем домовладельце Михаила Васильевиче Захарове в Большом Казачьем переулке будет построен наш дом.
Правда, кирпичный заводчик Захаров был не единственным собственником.
Портрет Михаила Васильевича Захарова.
Коммерции советник, купец 1-ой гильдии, кирпичный заводчик в нескольких поколениях.
Кирпичи с клеймами " Захаров", "Колпино" до сих пор можно встретить в Санкт-Петербурге. Один из примеров.
Вторым собственником большого участка указан купец 2-ой гильдии Ефим Авдеевич Фёдоров. Он содержит гостиницы по Гороховой улице и Кронверкскому проспекту.
Автором спроектированного дома является прекрасный и тем более талантливый гражданский инженер Пётр Николаевич Батуев.
Прекрасный дом, почти полностью воплощённый в жизнь.
Предпоследним домовладельцем с 1909-го по 1916 годы называется потомственный почётный гражданин Константин Николаевич Ушин.
И в качестве "вишенки на торте", то есть последним домовладельцем упоминается генерал-лейтенант Павел Николаевич Шабельский с супругой Марией Александровной.
Портрет Шабельского Павла Николаевича.
Ффух! Преинтереснейшая, но как всегда быстро проскользнувшая история дома ! Но пора бы и осмотреть главную парадную!
Идём!
Пару лет назад здесь был проведён косметический ремонт.
Стены зелёного цвета окрасились в лимонный.
Основание перильного ограждения волютного изгиба.
Парадный вестибюль прямоугольной формы с купольным потолком.
Часть мраморных ступеней отсутствует или разрушена.
Вид на декорированный потолок, опутанный карнизами и тягами.
В центре купола когда-то была подвешена люстра.
Фото в сторону выхода из парадной. Объёмное пространство, хотя на самом деле не очень просторное и в связи с этим уютное.
Классический декор в верхней части прохода.
На площадке первого этажа на полу обнаруживается плитка-визитка торгового дома Сигизмунда Максимилиановича Линднера.
Плитка напольная цементная трёх цветов.
Лифтовая шахта уже была задумана при проектировании здания.
Поднимаемся на верхние этажи.
Все квартиры в парадной - коммунальные.
Таинственный и мистичный свет.
Не смог удержаться от ещё одного снимка.
Почти все дверные заполнения - оригинальные.
Двери двустворчатые.
Маленькие филёнки заняты резьбой.
На межэтажных площадках сохранились оригинальные деревянные рамы.
Квартирные звонки при входе в коммунальную квартиру.
Начиная с межэтажной площадки между третьим и четвёртым этажами, в верхних ярусах оконных рам сохранились наборные паечные витражи.
Модерновые растительные орнаменты. Черника или голубика?
На всех этажных площадках из декора присутствуют только стеновые и потолочные панели.
Множество квартирных звонков на фоне остатка витражей.
Квартирные двери на вид скромные, но изящные.
С одной стороны расселить бы все эти коммунальные хоромы, а с другой - потеряется шарм и атмосфера.
Следуем на последний, пятый этаж.
Оконный проём арочного типа с самым большим витражом.
Видите розы?
Обратите внимание на кованные лестничные ограждения.
Осталось немного. Идём!
Райские кущи звонков.
Единственная квартира, в которой отсутствуют оригинальные двери находится слева.
Потолочная панель.
Из центра лепной розетки выглядывает крюк для люстры.
Друзья, настало время заканчивать этот большой пост.
Надеюсь, он понравился вам.
Очень вас благодарю за интерес к Петербургу, его истории и архитектуре.
Время для экскурсоводов сейчас не простое и конечно же моей экскурсионной работы почти совсем нет. Если вы желаете поддержать меня и мой канал финансово, то можете прислать любую удобную для вас сумму на одну из моих карт банков.
До новой и конечно же скорой встречи, Друзья!