Интерес к французской колесной бронетехнике вынуждает рассказать о чуде французской инженерной мысли подробнее. Французский AMX-10RC действительно танк, хотя и весьма специфичный.
К танкам данную машину, в первую очередь, позволяет причислить 105-мм орудие, очередная вариация знаменитой британской 105-мм пушки L7.
Сами французы относят AMX-10RC к боевым машинам с тяжелым вооружениям. По сути же это полноценный легкий танк или колесный танк. От своих гусеничных собратьев он отличатся колесной базой и существенно меньшим уровнем бронезащиты.
Плюсы и минусы колесного танка AMX-10RC
Плюсы и минусы этой французской боевой машины идут руку об руку. Очевидно, что колесный танк и бронезащита вещи не сочетаемые. При этом AMX-10RC обладает прекрасной подвижностью, максимальная скорость по шоссе до 95 км/ч. Такую скорость машина может развивать как при движении вперед, так и назад.
К слову, дизельный двигатель колесного танка Baudouin Diesel 6F11 SRX мощностью 300 л.с. работает в паре с автоматической коробкой переключения передач с 4-мя скоростями вперед и 4-мя назад. Так что отступать французский легкий танк может с той же скоростью, что и наступать.
Здесь можно было бы пошутить про особенности французской армии, которые передались и бронетехнике. Но шутить особо не над чем, возможность отступать с высокой скоростью, не поворачиваясь к противнику кормой, особенность не только AMX-10RC, но и многих западных классических танков.
В этом плане советские/российские Т-72 и их модернизации с одной передачей заднего хода (ограничение до 5 км/ч), которые вынуждены повернуться к противнику кормой, чтобы быстрее покинуть поле боя, проигрывают западным танкам.
Если же говорить о бронезащите, то она по современным меркам достаточно слаба. Французские конструкторы обеспечили машине противопульное и противоосколочное бронирование. Алюминиевая броня во лбу корпуса и башни не превышает 42-45 мм, маска орудия – 62 мм.
Со временем бронирование было улучшено навесной броней. Было реализовано так называемое разнесенное бронирование бортов корпуса и башни листами закаленной стали толщиной 10 мм. В таком варианте обеспечивается защита от 23-мм бронебойно-зажигательных боеприпасов, правда машина утрачивает возможность плавать.
Первоначальная масса легкого танка AMX-10RC составляла 15,8 тонны, после добронирования она возрастает до 17 тонн. Падает и максимальная скорость – до 85 км/ч, так как двигатель остается прежним.
К плюсам AMX-10RC можно отнести 105-мм орудие. Очередная вариация на тему L7 получила обозначение Model F2 или F2 (MECA). Это нарезное орудие (обеспечивает большую точность) с длиной ствола 48 калибров. Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм спаренным пулеметом.
Оригинальная британская пушка была несколько мощнее и имела длину ствола 52 калибра. Урезать осетра требовала колесная база и небольшой вес французской боевой машины. Орудие специально создавалось для легкой бронетехники и получило также развитый дульный тормоз.
В арсенале есть специально созданные французские бронебойные оперенные подкалиберные снаряды с вольфрамовым сердечником, пробивающие на расстоянии в 1000 метров до 350-360 мм брони при угле встречи ноль градусов. Этого достаточно, чтобы поражать любые современные танки в борта корпуса и с головой хватает для всех БМП и БТР любых стран.
В арсенале орудия есть и 105-мм осколочно-фугасный снаряд массой 7,2 кг. Теоретически прицельная дальность огня AMX-10RC ограничена двумя километрами. Но орудие колесного танка обладает хорошими углами вертикального наведения от -8 до +15 градусов.
Эти значения не являются окончательными, так как установленная на колесном танке гидропневматическая подвеска позволяет менять клиренс боевой машины, существенно изменяя углы наведения орудия (по некоторым данным от -20 до +40 градусов).
Боекомплект колесного танка составляет 38 снарядов. В типичной укладке было 10 подкалиберных, 9 кумулятивных и 19 осколочно-фугасных снарядов. Экипаж AMX-10RC состоит из четырех человек: командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель.
При этом использование специально разработанных французских боеприпасов 105×527R скорее минус боевой машины, чем плюс. С большой долей вероятности стандартные натовские снаряды 105-мм танковых пушек не совместимы с данным орудием.
С классическими танками французский колесный танк роднит схема шасси. Все шесть колес AMX-10RC (6х6) неуправляемые. Они не поворачиваются, как на подавляющем большинстве колесной бронетехники. Колесный танк поворачивает за счет разности скоростей вращения колес правого и левого бортов.
Благодаря выбранной схеме AMX-10RC, как и танк, может развернуться буквально на пяточке. Это уникальная особенность среди колесной бронетехники. Правда, в повороты машина входит хуже другой колесной техники, что например, может негативно отразиться на маршевой скорости.
Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Заранее спасибо)