Слышали про Кольскую сверхглубокую скважину? Если нет - то ссылка на статью с историей о том, как в СССР хотели добуриться до земной мантии, будет в конце этой статьи. В которой расскажу об эксперименте, который был до Кольской.
Проект Мохол был попыткой извлечь образец материала из земной мантии. Планировали сделать это путем бурения отверстия в земной коре до разрыва Мохоровича (разрыва Мохо). Провести такой эксперимент предложил в марте 1957 года Уолтер Манк, член американской Комиссии Национального научного фонда по науке о Земле.
Досверлиться до ядра!
Проект "Мохол" представлял собой, как описал его один историк, ответ геологов на космическую программу. В те годы схватка за космос была одним из главных сражений Холодной войны. И в случае успеха США в таком амбициозном исследовании, как достижение границы коры и мантии Земли, русские бы остались не у дел в вопросе престижа науки.
Но, кроме престижа, успех такого опыта мог предоставит бесценную информацию о возрасте, составе и внутренних процессах Земли. Кроме того, данные, полученные из горизонта Мохо, могли быть использованы в изучении темы дрейфа континентов, которая и до сих остаётся спорной.
Разрывом Мохоровича называется граница между земной корой и мантией. Разрыв двух слоёв Земли был назван так в честь Андрия Мохоровича, хорватского геолога, который первым предположил существование такого разрыва.
План учёных из США состоял в том, чтобы пробуриться до Мохо через морское дно в том месте, где земная кора самая тонкая. На планете таких мест несколько, где толщина коры всего несколько километров.
Попытка такого бурения на суше была бы непрактичной, поскольку надо было достичь глубины минимум 20-25 километров и ни одно буровое оборудование не выдержало бы той температуры, которая там бы встретилась.
Кроме того, бурение в океане имело дополнительное преимущество в том, что подводные образцы, не искаженные атмосферными и поверхностными воздействиями, предоставили бы более лучшие свидетельства геологической активности континентов, чем образцы, взятые на суше.
Американское научное сообщество AMSOC поддержало идею Мунка и помогло найти средства для приобретения оборудования.
Проект Мохол должен был включать три этапа:
- первый, состоящий из установки бурового оборудования в океане;
- второй, состоящий из программы установки оборудования на дне океана;
- и третий, состоящий из бурения до разрыва Мохоровича.
После океанских испытаний у берегов Ла-Хойи в Калифорнии, началась серия буровых работ у берегов Гваделупе, что в Мексике. Дело было в марте и апреле 1961 года.
Пять скважин, одна из которых достигла 183 метров от уровня морского дна, были пробурены под 3,5 километрами воды. Керны, полученные из отверстий, показали, что первый слой коры простирался на 170 метров и состоял из отложений миоценового возраста. Тогда впервые был взят образец второго слоя коры и было обнаружено, что он состоит из базальта. Это, по геологическим меркам, был потрясающий успех.
Однако в дело вмешалась бюрократия - в государственных органах решили, что такое важное дело не должно быть в руках энтузиастов. Возник конфликт интересов и после серии переговоров комитет AMSOC самораспустился. Но новые владельцы проекта не смогли убедить Конгресс выделить дополнительное финансирование и проект к концу 1966 года был закрыт.
Хотя проект "Мохол" не достиг своей цели, он показал, что глубоководное бурение в океане является отличным средством получения уникальных геологических образцов.
А через 4 года на рекорд пошёл Советский союз. Историю создания и закрытия Кольской сверхглубокой скважины можно узнать в другой статье на канале НТ-ФАКТ.