В период брежневского застоя в тюрьмах сидело полтора миллиона человек. На очередном съезде КПСС Брежнев заявил: «Экономика должна быть хозяйственной», бизнесмены уточнили, что она не хозяйственная, а теневая. Теневой рынок процветал, именно тогда в стране появились советские миллионеры. Как вы боролись с преступностью в Советском Союзе? И почему эта попытка так и не увенчалась успехом? И можно ли вообще победить преступность? Я расскажу об этом в этой статье.
Обещание руководства полностью победить преступность в Советском Союзе было встречено с большим энтузиазмом. У нас в 1960-х в тюрьмах сидело чуть больше 516 тысяч человек, а в США, с которыми СССР постоянно конкурировал, в те же годы под арестом сидело 11,5 млн человек, цифры были для нас. То есть получалось, что к концу 70-х в Советском Союзе не будет больше преступности и не будет нужды в тюрьмах. Ни один лидер даже самой счастливой страны не обещал своему народу такого будущего. Во-первых, Хрущев ликвидировал МВД СССР, уголовников нет, милиции нет, в камеру сажать некого. Он упразднил министерство юстиции, отвечавшее за исполнение наказаний. Кстати, он же контролировал и знаменитую Бутырскую тюрьму. Новый советский лидер вычистил из своего окружения людей, запятнавших себя участием в политических репрессиях, но в то же время считал, что сможет избавить Советский Союз от преступности.
Мало того, что в Советском Союзе тоже начали, страшно сказать, переделку человека. Тогда была очень высокая планка моральной нравственности. Эту высокую планку задал Моральный кодекс строителя коммунизма — это свод этических правил советского человека, он был включен в Устав КПСС. Документ был хорош: «Человек человеку друг, товарищ и брат», «Один за всех и все за одного», «Кто не работает, тот не ест».
По советским законам в Советском Союзе червееды могли получить до двух лет лишения свободы, а то и больше, а для начала 15 суток. Дармаэды — алкоголики, нищие, художники и поэты. Вот и получилось, что официально безработицы в Советском Союзе не было 60 лет до начала 90-х, все работали - красота. За дело взялись правоохранительные органы, высшим наказанием для людей, которые не хотели не работать, не зарабатывать, считался административный арест на 15 суток. Перевоспитать очень быстро никого не удалось, Хрущев был убежден, что проиграл войну, которую сам же и объявил, тем, кто, наоборот, хотел иметь все и сразу.
Реформы, которые он планировал в то время, совершенно не увенчались успехом, и он вернулся к тактике, с которой начал. Тактика, чтобы показать свою силу, показать свою мощь. В общем, все закончилось так же внезапно, как и началось. Строки из кодекса строителя коммунизма превратились в статьи Уголовного кодекса. А за последние три года правления Хрущева за экономические преступления было расстреляно почти 5000 человек. Представления о нормальной жизни государства и его граждан не совпадали. После войны, после лагерей люди захотели такой же опрятной жизни, которую показывали в советском кино, такой же стильной одежды, которую носили обычные люди, показанной артистами кино. А купить, тогда сказали достать, можно было только у спекулянтов, в магазинах ничего не было. И рынок стал теневым, и все было на месте.
Понятно, что черный рынок был мобильной, разветвленной и чрезвычайно гибкой организацией, так называемые «шоки» быстро появлялись и быстро исчезали. Но были и стационарные, они располагались на центральных площадях и в гостиницах, где жили иностранные туристы. Что касается менялов, то элитой черного рынка были менялы - долларовые мальчики. Люди, родившиеся до отмены уголовной статьи 88 о валютных махинациях. Деньги можно было использовать, чтобы купить деньги и очень прибыльно. А гением теневого финансового рынка в Москве конца 50-х считался некто Ян Рокатов. Банкомат, ему удалось организовать сложную систему покупки валюты у иностранцев. При обыске у него была обнаружена валюта на полтора миллиона долларов, это даже сложно представить, это при зарплате рядового гражданина около 60 - 100 рублей. А общий его оборот за это время составил около 20 миллионов. То есть это настоящий миллиардер, настоящий подпольный миллиардер. Ян Рокатов был приговорен к 8 годам лишения свободы. Но Хрущев решил, что он государство, а закон имеет обратную силу. В спешке издали указ об ужесточении уголовной ответственности за нарушение правил валютных операций. Его подписал Председатель Президиума Верховного Совета СССР Брежнев. Рокатова и двух его сподвижников расстреляли, а Брежнев вскоре занял кресло Хрущева.
В 1970-е годы в тюрьмах уже содержалось более миллиона человек, статистика продолжала фиксировать рост преступности. А вот время правления Брежнева, а это почти 18 лет, историки назовут эпохой застоя. Кому-то брежневский застой запомнился шутками, кому-то - массовыми драками, драками без правил и даже убийствами - речь идет о детских и молодежных преступных группировках. Они переходили с улицы на улицу, из жилого района в престижный район, из школы в школу, из класса в класс. А тот, кто бил и кого били, попал в колонию для малолетних преступников. Тюремная статистика что-то не припоминает, чтобы те, кто попал за решетку несовершеннолетним, не возвращались сюда снова и снова. Отбыв срок за свои и чужие грехи, из зоны уходили люди, о которых сразу и не скажешь, умеют они жить или, наоборот, не умеют.
В то время они одевались в костюмы фабрики «Большевичка». И обувь, которую носит фабрика «Скараход», тоже крепкая, но вряд ли можно сказать, что элегантная. Все вещи, которые не были сшиты для общего рынка, сразу попадали в разряд дефицитных. Но, конечно, люди пошли на черный рынок со своими деньгами и тут же попались на хапуги. Профессия вредителя получила свое название из-за сложенных наполовину разорванных пачек денег. В случае сделки продавец уже получил деньги, забрать их нужно было ни под каким предлогом. На его глазах пересчитают и вставят еще одну уже сломанную пачку, но денег в ней в 3-4 раза меньше, ловкость рук. Обман раскрылся - он был конечно неизбежен, и узнали, ну и что? Вы не пойдете в полицию.
Остановите паровоз, не стучите колесами, кондуктор ударил по тормозам - эту версию песни Балбеса из фильма "Операция Ы" написал вор в законе Генрих Сечкин. Поколение Генриха Сечкина поначалу не выбирало свою судьбу. Беспризорное, осиротевшее послевоенное детство сделало его вором, потом вором, водило по тюрьмам и возводило в элиту криминального мира - короновало вором в законе. Воры в законе – это элита криминального мира, сообщество волевых безжалостных людей, которые вели криминальную теневую жизнь в СССР, закрытое прочным сговором. Они тоже сидели, но совсем в других условиях, отнюдь не обычные заключенные. В камерах у них были ковры и закуски и чифир, который, кстати, варился в каждой зоне по своему рецепту. А еще у них были обычные зеки в бегах, так что вору в законе жилось в тюрьме неплохо.
Пьют чифир в компании, кружку заводят по кругу, когда люди дома, то есть часто заводят другую кружку в камере, но уже в обратном направлении. В общем, опытные люди говорят, что учить воровской язык нужно не по словарю, а по общению. Многое зависит от интонации. К слову вор в зоне следует обращаться с осторожностью. В этой иерархии круговой художник — художник, создающий круги — безошибочен. Как говорится, паспорта не нужны, все знают, к какой касте ты принадлежишь. Касты делились на бунтовщика, братца, арестанта, бесяка, дорожника или козла, то есть арестанта, сотрудничающего с администрацией. Но издалека видно человека из высшей касты - вора, тем более вора в законе. Кстати, некоторые воры в законе не делают татуировок и не говорят о своем статусе из скромности, да и разумные люди их об этом тоже не спрашивают.
Воры в законе появились в 1930-х годах при Сталине. И есть подозрение, что по его желанию и с помощью талантливого ставленника Лаврина Берии. В то время он заправлялся в Грузии, где отрабатывал эту идею на знакомых из криминальной среды. Может поэтому в Советском Союзе было больше воров в законе с грузинскими фамилиями. Этих коронованных грузинских воров в законе на душу населения было больше, чем во всем остальном Советском Союзе. Зачем режиму понадобилась эта организация? Берия, который должен был контролировать ГУЛАГ, искусственно создал прослойку людей, сотрудничавших с властями, с КГБ. А потом ГУЛАГ закончился, а вор в законе остался на ферме. Криминальный мир не мог и не хотел обходиться без него. Вор в законе – это человек, который непосредственно должен был подчиняться воровскому кодексу. Вор в законе держит общак, то есть фонд взаимопомощи и для нуждающихся от своих товарищей и для своих семей. «Вор в законе» следил за выполнением воровских правил, нарушение которых каралось страшно, вплоть до убийства. После войны, особенно после смерти Сталина, про вора в законе говорили, что он не тот. Он уже не отказывался от работы, но мог от венца, и его за это не наградили.
Дела при Брежневе закрутили у разумного человека, чего стоил только банкет в Кисловодске в 1979 году, где за богатым столом собрались люди, никогда не спутавшие бургундского с тимлянским. Черная икра, красная, французский коньяк. Я говорю о знаменитой встрече воров в законе и торгашей, которые договорились, что теневой бизнес лишит воров до 20 процентов прибыли, а взамен воры прикроют бизнес.
«Чеховики» — еще один советский эксклюзив, еще один ответ теневой экономики на хронический дефицит. Модель была проста - в недрах государства. компания создала еще одну теневую компанию, способную реагировать на потребительский спрос. Например, в Советском Союзе все гонялись за невероятным дефицитом полиэтиленовых и холщовых пакетов с этикеткой. Шерстяные спортивные костюмы шикарного синего цвета с гербом СССР уже были в дефиците. В них также участвовали Леонид Брежнев и советские спортсмены со сборной. Спрос есть, и люди готовы быстро его удовлетворить. Это то, что сегодня называется коррупцией, а тогда это не называлось коррупцией.
Леонид Брежнев как-то рассказал в интервью журналисту-интернационалисту Александру Бовину, что в голодной юности, во время учебы в техникуме, по ночам разгружал вагоны. Но предприимчивый Брежнев разгружал вагоны не где-нибудь, а на плодоовощной базе. Но и это еще не все, Брежнев признался, что обычно носил с разгрузки сумку или коробку домой. А Брежнев уже заметил Бавину, что на зарплату в нашей стране не проживешь.
Юрий Владимирович Андропов, глава КГБ СССР, инициировал возбуждение коррупционных и расстрельных дел в эпоху застоя. Это дело Сочинск-Краснадар, дело Елисеевского магазина, дело магазина "Окиан", Дело Меха. А после смерти Брежнева, когда первым лицом в стране стал Андропов, узбекское дело или хлопковое дело получило огромный резонанс. Хлопковый процесс стал последним коррупционным делом в СССР. За это были расстреляны два высокопоставленных чиновника и посажено в тюрьмы более 4000 человек.
Советские зоны были совсем не похожи на концертные залы, но когда душа просила песню за колючей проволокой, играла, кстати, хорошая музыка. Художники сидели вместе с обычными заключенными. Кто-то не для тех песен, кто-то для драк, кто-то для левых концертов. Юрий Корнилов, глава Государственного фонда телевидения и радио, был одним из немногих, кому удалось избежать легкой паники - двухмесячного судебного разбирательства в СИЗО. Он боролся за сохранение архива музыкальных записей и был обвинен в попытке получения взятки. А те, чьи голоса сохранились в записях Гостелерадиофонда, в это время приспосабливались к тюремной жизни. Они сели:
Жанна Агузарова - подделка паспорта,
Алексей Романов - продажа билетов на собственный концерт,
Рок-группа Трубный Клич - намерение пересечь советско-финляндскую границу
и даже Любовь Успенская - 15 суток за хулиганство,
Александр Новиков - получил срок за производство и продажу самодельного музыкального оборудования. Новиков вышел на свободу за два года до распада СССР.
Однако победить преступность Хрущеву, как и любому другому руководителю, не удалось. Преступность увеличилась при Горбачеве. В девяносто первый год, последний год существования СССР, в стране буквально зародились преступные группировки, за решеткой оказалось более трех миллионов человек. Так что, видимо, с тюрьмами прощаться рано.