На временной экспозици «Русский авангард» Урал-Эрмитажа были два портрета работы Ильи Машкова (1881-1944), которые для меня особо выделялись, даже на фоне работ Малевича, Кандинского и Фалька. Необычное, яркое, но очень гармоничное колористическое решение этих работ заставляло возвращаться к ним снова и снова.
Поэтому сегодня о том, кем был Илья Машков, о чем писал в начале своей карьеры, что такое «Бубновый валет» и какой след в искусстве оставил художник.
Машков роился в крестьянской семье, прошёл первичное обучение в провинции, а затем попал в Московское училище. Как талантливый ученик, он попал в мастерскую Серова-Коровина, и задолго до окончания открыл свою студию, где обучал рисунку.
В конце 1900-х начинается становление собственной живописной манеры художника. Он начинает тяготеть к примитивизму и «вывесочному стилю». Примерами могут служить «Натюрморт с ананасом» и «Синие сливы». В первом выбрала овальная форма холста, характерная для вывесок, а во втором - намеренно упрощены композиция и цветовая схема. Фрукт разложены в соотвествии с цветовыми контрастами, серому нейтральному фону отведено достаточно большое место.
В «Натюрморте с тыквой» уже заметна тенденция к нарастанию объема и трёхмерности. Здесь художник играет скорее на контрасте объемов тыквы и более мелких овощей. А в «Натюрморте с самоваром» предметы уже получают свою весомость, они расположены в определенном порядке, друг за другом, мы чувствуем их вес и взаиморасположенность друг относительно друга. Целостность достигнута за счёт работы в пределах одной гаммы и с одним материалом предметов.
Машков станет одним из основателей художественного движения «Бубновый валет». Их первая выставка состоялась в 1910 году. Художники этого направления искали осязаемого, предметного и использовали примитивные формы в живописи. Они опирались на опыт народных мастеров, расписывавших подносы или делавших вывески, стремились вернуть живописи присущие только ей средства - цвет, линию и пластику.
К первой выставке «Бубнового валета» Машков написал двойной портрет, где изобразил себя и художника Петра Кончаловского в образе атлетов, рядом с ними лежат гантели, но при этом они музицируют. Здесь он пользуется излюбленным приемом противопоставления цветовых пятен, отчего цвет заучит интенсивнее. Предметы обобщены, силуэты обведены, и имеют ощутимый вес.
В портретах 1910-х Машков заостряет черты: вытягивает фигуру, шею с маленькой головой, подчеркивает сгибы локтей. Киркальди (свою ученицу) он изображает на фоне китайского лубка, при этом сама портретирование соревнуется по эпатажности с фоном.
В своём автопортрете 1911 года Машков также использует приём удлинения фигуры, рука согнута под острым углом и четко очерчена, голова уменьшена относительно тела. Перед нами пародия на парадный портрет, фигура еле помещается в холст.
Машков много лет писал обнаженных натурщиц, не стараясь сделать их изящными. Он хотел передать массу тела, его объемность, используя широкие мазки. Художник мог покрыть тело натурщицы краской неестественного цвета, например, зеленого, а затем переносил этот цвет на холст. Это свидетельствует о его склонности к натурному восприятию. Иногда он уходил в гипертрофирование формы, но затем вновь возвращался к предметности, и послереволюционное творчество художника тяготеет к натуралистическим формам.
Работы Машкова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русскоо музея, Волгоградского музеяизобразительных искусств имени И.И.Машкова, Национльного художественного музея Республики Беларусь в Минске, Сочинского художественного музея и других.