Давайте познакомимся с Транзакционным анализом

Если, конечно, вы с ним ещё не знакомы. В таком случае, очень советую, замечательная вещь! Его иногда называют транзакционным, иногда транзактным, а мы кратко обозначим ТА. Он представляет собой психологическую модель для описания и анализа поведения человека в тех или иных ситуациях повседневной жизни.

Основы теории ТА описаны швейцарским психологом и психиатром Эриком Берном, автором бестселлеров "Люди, которые играют в игры" и "Игры, в которые играют люди".

Если, конечно, вы с ним ещё не знакомы. В таком случае, очень советую, замечательная вещь! Его иногда называют транзакционным, иногда транзактным, а мы кратко обозначим ТА.

Э. Берн хотел, чтобы ТА был понятен всем, поэтому он сознательно убрал из него всю медицинскую лексику, не использовал слова из психоанализа, а людей называл клиентами, а не пациентами.

Он считал, что у нас есть все ресурсы, чтобы решить свои проблемы самостоятельно.

В основе ТА лежит модель личности, выстроенная из трёх Эго‑состояний. Один и тот же человек, находясь в разных ситуациях, ведёт себя по-разному - в зависимости от этого. Всего таких Эго-состояний три и они очень отличаются одно от другого:

💠 В – Взрослый;

💠 Р – Родитель;

💠 Д – Ребёнок (Дитя).

Все три Эго-состояния формируются в детстве, примерно до 5 лет, и в дальнейшем периодически сменяют друг друга, определяя, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. В каждый момент времени ведущим оказывается одно из этих Эго-состояний, как бы выходя на сцену, в то время как два других остаются в тени. Одновременно мы можем находиться только в одном из трёх Эго-состояний:

Если, конечно, вы с ним ещё не знакомы. В таком случае, очень советую, замечательная вещь! Его иногда называют транзакционным, иногда транзактным, а мы кратко обозначим ТА.-2

Научившись осознавать свои состояния и переключаться между ними, человек может решать проблемы самостоятельно.

💠 Взрослый

Взрослый - основа этой схемы, "ключевой сустав души". Взрослый контролирует действия Родителя и Ребёнка, умеет заработать деньги, построить дом, перейти дорогу в правильном месте. Он всё знает, уверен в себе и осознанно живет "здесь и сейчас". В этом состоянии мы должны находиться большую часть времени. Перейти в него – это значит стать осознанным.

Сделать это очень просто: достаточно вспомнить сегодняшнее число, день недели и своё имя и, оглянувшись по сторонам, подумать, что вы сейчас делаете и зачем... - вот вы уже и находитесь в осознанном состоянии. В состоянии Взрослого.

💠 Ребёнок

В этом состоянии мы чувствуем то, что чувствовали когда-то в детстве, и ведём себя соответственно. В нём мы склонны к фантазиям, иррациональным страхам, ожиданиям. Это все наши желания, капризы, прихоти, чувства, мечты, искренность, творчество, свобода.

Иногда родители говорят ребенку:

Всё, мой дорогой, детство кончилось!

Знайте, пожалуйста: это неправда! Детство в нас не кончается никогда, как никогда не кончаются в нас радость, свобода, творчество, искренность, которые оно нам дарит.

Внутренний ребёнок может быть адаптивным и бунтующим.

🔹 Адаптивный - радуется жизни, получает удовольствие, играет и творит. В этом Эго-состоянии человек эмоционален и воодушевлён, он действует спонтанно и увлекает других, проявляет любопытство, пробует что‑то новое, творит... Есть у него и тёмная сторона: потакание своим слабостям и неоправданный риск ради сиюминутного удовольствия.

🔹 Бунтующий - сопротивляется, капризничает и упрямится, может проявлять враждебность. Особенно ярко это Эго‑состояние проявляется в подростковом возрасте, когда повзрослевший ребёнок стремится к независимости.

💠Родитель

Это состояние, в котором человек думает, чувствует и ведёт себя так, как это делали его родители, воспитатели и другие значимые люди из его детства.

Родитель снабжает нас шаблонами поведения, которые помогают экономить энергию (и полезными, и вредными). Благодаря ему в каждой жизненной ситуации мы не размышляем подолгу, во многих случаях действуем "на автомате".

Родитель внутри нас знает как надо, знает, что можно, а чего нельзя. И он тоже бывает разным:

🔹 может быть заботливым – и тогда наш внутренний Родитель любит и заботится о нас, сочувствует, удерживает от опрометчивых поступков - он необходим для нормальной жизни;

🔹 может быть строгим и контролирующим – это все наши внутренние запреты, критика себя и других, это наш "внутренний жандарм", подрезающий нам крылья и причиняющий страдания.

Главная идея ТА:
Человек может сам справиться с чем угодно. Ресурсов для этого у каждого из нас более чем достаточно. Если нам дана проблема, то и даны силы на её решение. Если нас посетила мечта, то нам даны и возможности для её осуществления.


Было бы только внутреннее позволение. А вот его-то наш внутренний Родитель часто нам не даёт.

Между тем это внутреннее позволение никто кроме нас самих нам дать не может. Все позволения и запреты – внутри нас, в нашем внутреннем Родителе. Когда мы сами (наш Родитель) даём себе позволение – оно у нас есть; забираем – всё, его у нас нет.

Каждое из Эго-состояний живёт своими категориями:

🔹 Ребёнок живёт категориями "хочу", "нравится";
🔹
Взрослый – "полезно", "целесообразно";
🔹
Родитель - "должен", "можно", "нельзя".

В структуре личности каждого человека, по ТА, обычно присутствуют все три Эго-состояния. Но в каком-то одном из них мы находимся чаще всего, в каких-то реже.

В идеале схема должна быть такой:

🔹на первом месте – Взрослый;

🔹на втором – Ребёнок;

🔹на третьем – Родитель, но только заботливый, а не внутренний жандарм.

Тогда не будет никогда никаких внутренних конфликтов. Конфликты начинаются, когда эта схема нарушается.

Возможен и такой вариант: полное отсутствие в структуре личности человека какого-то Эго-состояния. Как будто он его взял - и выключил.

💎 При выключенном Взрослом остаются, с одной стороны – куча штампов (Родитель), а с другой – желания и капризы (Ребёнок).

И на каждый каприз есть свой штамп.

Хочу машину! – Без труда не вынешь рыбку из пруда!

С одной стороны – запрет, с другой – скандал. Таких людей очень много!

💎 При выключенном Ребёнке исключаются все эмоции, желания, творческие порывы, замыслы, мечты и фантазии. Это сухие, бесчувственные люди.

💎 При выключенном Родителе получится успешный человек, у которого нет внутренних запретов и ограничений, который играет по тем правилам, которые помогают выигрывать.

Есть сладости – плохо, но на лыжной прогулке, чтобы восстановить силы, можно съесть и вредный Сникерс.

То есть каждый раз происходит тестирование реальности: устали – надо отдохнуть!

Тогда отсутствуют штампы, и если мы каждую новую ситуацию оцениваем по-новому, без заготовленных стереотипов, то на каждую у нас будет новое уникальное решение. Это сложно, но жить становится интереснее, это активная позиция. И в этом – секрет нашего успеха.

А нужен ли вообще нам Родитель (со своими запретами) в структуре личности?

Да, обязательно нужен! Но только это должен быть родитель заботливый и внимательный, который будет любить и часто хвалить, совсем не будет ругать и будет награждать за самую маленькую победу.

Мы часто требуем от себя слишком многого, подолгу не отдыхаем, неотблагодаренные даже самими собой. А мы должны относиться к себе бережно и заботливо. С любовью. Это снимает множество проблем. Если мы будем сами проявлять заботу по отношению к себе, мы не будем искать эту заботу где-то вовне, не будем предъявлять глупых и совершенно ненужных претензий своим родителям, которые что-то недодали нам в детстве.

Родителей упрекать нельзя: мы должны быть им благодарны за то, что они подарили нам жизнь. Всё, что могли нам дать – они дали.

Если не дали – значит не могли.

И вообще, идеальных родителей не бывает – это надо понимать и принимать. И правильного воспитания не бывает тоже.

Правильным может быть только самовоспитание

Никаких претензий и обид, мы выросли!

Функциональная автономия мотивов

В психологии есть одно сложнопроизносимое понятие: концепция функциональной автономии мотивов.

Её автор Гордон Олпорт, американский психолог, один из создателей гуманистической психологии. Суть этой концепции в том, что мотивы зрелой личности и причины, по которым взрослый человек ведёт себя так или иначе, не определяются прошлыми событиями его жизни и никак не зависят от них.

Мотивы зрелого человека не определяются прошлыми событиями его жизни.

Прошлое осталось в прошлом, его уже нет, а мы живём "здесь и сейчас".

Понятно, что такой взгляд на мотивацию вызвал бурное несогласие психоаналитиков, заинтересованных в том, чтобы их клиенты ходили к ним десятилетиями. Но гуманистическая психология предлагает простое и очень правильное решение: просто вспомнить, что мы уже выросли, забыть все свои детские обиды и взять ответственность за свою сегодняшнюю взрослую жизнь на себя.

Всё необходимое для того, чтобы быть уверенными в себе, спокойными и счастливыми, у нас уже есть:

🔹 умный Взрослый, который всё знает и уверен в себе,

🔹 жизнерадостный Ребёнок с его творчеством и свободой,

🔹 заботливый и всё понимающий Родитель, у которого хватит сил быть заботливым Родителем не только своему внутреннему Ребёнку, но и всем своим детям, а также своим стареющим родителям.

Если вам не хватает материнской любви и заботы, не надо искать "маму" снаружи, среди своих знакомых, как это часто происходит:

💎 Это бесполезно.

💎 Это никому не понравится: никто не обещал вам быть родной мамой.

💎 И это небезопасно, поскольку грозит повторной травмой и новой болью потери, но уже удвоенной.

Надо просто взять ответственность на себя и самому стать "мамой" для своих близких и для своего внутреннего Ребёнка. Полюбить его. И у вас сразу прибавится мудрости и спокойствия. Почувствовав маму внутри, мы сразу перестаём искать её снаружи.

❓Как узнать, как вы относитесь к своему внутреннему Ребёнку?

❗Очень просто: вы относитесь к нему точно так же, как относитесь к своим детям...

Как выходить из конфликта с помощью ТА

Взаимодействие может быть эффективным и бесконфликтным только в том случае, если общаются два Взрослых.

Взрослые не ругаются. Ругаются, паникуют, переживают и скандалят только дети.

Поэтому для того, чтобы прекратить любой конфликт, панику, страх или скандал - надо выйти из состояния Ребёнка и войти в состояние Взрослого:

❗в разговоре перейти на МЫ - это очень важно: когда я говорю человеку ВЫ - Я родитель, а он – Ребёнок; когда я в разговоре перехожу на "МЫ" - я говорю как Взрослый со Взрослым.

❗"я здесь и сейчас": я тестирую реальность и чётко осознаю, что происходит со мной и вокруг меня (как зовут, дата, что вижу вокруг…).

Этот ритуал мгновенно приводит во Взрослое состояние.

Например:

После работы пришли усталые и голодные домой и понеслись к холодильнику.

Это Ребёнок.

А Взрослый ему говорит: Стоп! Я здесь и сейчас! Ты действительно хочешь есть?

Очень часто нам чего-то хочется, и мы едим (это из детства…) А может быть, хочется не есть, а чего-то другого?

Когда в Европе нечаянно толкнешь кого-то на улице - то не успеешь сказать ссори, перед тобой уже извиняются.

Можно рассердиться и сказать что-то грубое толкнувшему тебя человеку – это позиция Ребёнка, и это конфликт. А можно извиниться самому. Как Христос: если вас ударили по правой щеке, подставьте левую.. – это именно об этом. Нельзя реагировать как устрица и отвечать агрессией на агрессию – получится мордобой.

❗Мы должны сознательно регулировать свои реакции.

Эрик Бёрн считал, что у человека есть все ресурсы, чтобы справиться со всеми своими проблемами. Терапевт при этом играет роль "зеркала": он показывает клиенту, что и как он говорит, в каком Эго-состоянии находится.

❗Научившись осознавать свои состояния и переключаться между ними, человек может решать проблемы самостоятельно.