Найти в Дзене
Старший матрос

Дед Саша

Увидел в одном из фильмов кадры военной кинохроники. Советские воины шеренгой идут по мелководью с оружием в руках. В центре — генерал в черном кожаном пальто. Видно, как один солдат несет на плече тяжелое противотанковое ружье, хотя обычно его носили вдвоем. На ногах наших воинов сапоги. И в какой-то момент в центре кадра солдат, у которого на штанах сзади колен — прорехи. У всех штаны как штаны, а у этого с прорехами, через которые видны кальсоны. Это меня поразило! Уж сколько прочел о Великой Отечественной, сколько рассказов выслушал от ветеранов, а эти прорехи как молотом по голове...

В связи с этим вспомнилось, как в 90-е в древнем городке Пронске под Рязанью жила семья из Питера — отец-фронтовик, его дочь с мужем и двое малолетних детей. Дочь признавалась, что живет на пенсию отца. Их завод закрылся, муж-инженер работал грузчиком в хлебном магазине и попивал, детки учились, сама она тоже была инженером, но ввиду обстоятельств сделалась домохозяйкой. Приехали они рано и высадили овощи. Дед-фронтовик, с седой шевелюрой и седой же бородкой особенно любил чеснок. Его сажали много.

Почему они выбрали Пронск? Потому что наш герой был сыном священника разрушенного революционерами-безбожниками главного храма Пронска. Помня свое детство, он и предложил ездить на лето на свою малую родину. Глава семейства был женат вторым браком, поэтому был в солидном возрасте. За глаза мы звали его дедом, а имя-отчество у него было завидное — Александр Сергеевич.

И вот наступил конец августа, пора уезжать в Питер — деткам учиться, зятю грузить хлеб в ларьки. А дед решил остаться, пока тепло. Надо заметить, что его дочь весьма искусно готовила соленья и варенья. Запакованные в картонные ящики трехлитровые банки стояли в холодной, ожидая отправки в Северную столицу. Уезжая, дочь попросила меня отвезти его с вещами в Рязань на вокзал и посадить на поезд. «Ну, конечно!» - было моим ответом.

После отъезда семейства мы много беседовали с «дедом Сашей». Он воевал на знаменитом Невском пятачке, его контузило, от чего он стал тугоухим, но даже не царапнуло. А потом, выучившись на инженера-строителя, возводил Братскую ГЭС и Братск. За что получил почетное гражданство этого воспетого в песнях города.

И вот пришло время ехать. К моему удивлению, ящиков с банками и чесноком оказалось двадцать восемь. В одну машину все не вошло, пришлось просить приятеля. Так на двух машинах доставили деда Сашу на вокзал. Билет был на проходящий поезд. Времени в обрез. Проводница, увидев количество мест, разъярилась: не положено! Пришлось умаслить. Едва управились, как поезд тронулся. Что делать? «Кондуктор, нажми на тормоза!» И проводница сорвала стоп-кран. Мы с приятелем спрыгиваем на насыпь, и нас встречает внезапно появившийся мент. «Вы тормознули? Пройдемте!» Но проводница закричала: « Я это сделала, я!» Мент удрученно вздохнул и пошел прочь.

Прожил Александр Сергеевич 103 года!