Найти тему
Аргументы недели

Кинокритики оценили новый фильм режиссёра Мартина Макдоны «Банши Инишерина»

   Кинокритики оценили новый фильм режиссёра Мартина Макдоны «Банши Инишерина»
Кинокритики оценили новый фильм режиссёра Мартина Макдоны «Банши Инишерина»

2023 год только начался, а кинокритики уже не жалеют авансов фильму Мартина Макдоны «Банши Инишерина»: мол, выиграет в этом году либо «Пальмовую ветвь», либо «Оскар», либо «Золотой глобус», либо всё вместе. Камерный недорогой фильм, отсылающий нас в ирландскую провинцию столетней давности, предлагает сильное высказывание на тему творческой независимости. Ведь самое важное, что у нас есть, – это время, которое мы не даём растащить окружающим. И цена его бывает кровавой.

Именитый театральный режиссёр Макдона (фестиваль его имени проводится даже в Перми) известен у нас прежде всего по двум своим кинокартинам: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Залечь на дно в Брюгге» (в оригинале In Brugges). В главных ролях в «Банши Инишерина» мастер снял знакомый по «Брюгге» дуэт Колина Фаррелла и Брендана Глисона. Но если тогда в сценарии было много модных угарных фишек в духе Гая Ричи, то нынче мы смотрим 100%-ного Макдону. И как будто в театре.

Вообще «камерным» называют фильм, где небольшое количество персонажей двигают сюжет в замкнутом пространстве – рязановский «Гараж», например. У Макдоны действие происходит на вымышленном острове Инишерин, где вроде бы есть и почта, и полиция, и пристань, и базар, и пабы. Но метафоры замкнутости возникают на экране с первых кадров (операторская работа в фильме бесподобна!), где сельхозугодья разграничены непреодолимыми каменными оградами. И хотя эпоха огораживания здесь не закончилась и в XX веке, самому человеку от окружающих отгородиться не так-то просто.

Фермер Падриак (Фаррелл) заходит к своему дружбану и собутыльнику Колму (Глисон), чтобы вместе двинуть в паб: «Пойдём, уже два часа». Другого варианта досуга для них вроде бы не существует: Шивон (Керри Кондон), сестра Падриака, с которой он вместе живёт, не на шутку удивится и встревожится, когда братец в середине дня вдруг нарисуется дома. Даже марка пива в пабе не меняется день ото дня: бармен сразу напузыривает пинту тёмного, как только видит на пороге своего постоянного клиента.

Но Колм вдруг устраивает демарш: он отказывается с Падриаком общаться – и даже причину не объясняет. Простой, как шпала, фермер теряется в догадках: что он такого сделал, чем обидел? «Может, ты ему просто разонравился?» – предполагает Шивон. Падриак не интересен и другим жителям острова. На почте его чуть ли не отказываются обслуживать, раз у него нет новостей. Вот следом заходит полицейский и подробно рассказывает, как один тип ударил жену ножом шесть раз: «Она умерла? – Ну, конечно, умерла». Вскоре и самому Колму приходится объясниться: он постарше приятеля, финиш не за горами, и нельзя растрачивать оставшееся время на пустую болтовню. Колм играет на скрипке и намерен посвятить всего себя музыке. А для этого ему нужна тишина (calm по-английски «тишина» и есть).

Падриак не сдаётся: хорошо же вместе тусили, весело. Он намедни два часа рассказывал, что именно обнаружил в экскрементах своего ослика. Ну и что, нормальная тема для беседы двух взрослых мужчин. Не теорию же Дарвина обсуждать! Падриак столь настойчиво нарушает границы Колмова мира, что тот ставит ему условие: если приятель от него не отвянет, то Колм отрежет себе палец на левой, главной для скрипача, руке. А потом оставшиеся четыре.

Тема конфликта в «Банши Инишерина» (так называется мелодия, которую пишет Колм), конечно, не нова. К примеру, Рене Декарт, отец философии и математики Нового времени. Ещё молодым человеком он какое-то время гужбанил в Париже, но быстро подустал от людей и переехал в пригород Сен-Жермен, чтобы всерьёз заняться геометрией. Не тут-то было: друзья приезжали к нему с ящиком винца и настойчиво пытались вовлечь учёного в орбиту дружеского общения. Сбежать от них Декарт смог, лишь завербовавшись в голландскую армию: войны тогда не намечалось, и мыслитель мог до обеда валяться в постели, читая и записывая. Тишина оказалась столь важным для Декарта условием существования, что во Францию он толком и не вернулся. А умер и вовсе в Стокгольме, став одной из ключевых фигур научной революции, когда науки в современном понимании вовсе не существовало. А мог каждый вечер выдувать по шесть пинт «Гиннесса» с каким-нибудь своим Падриаком.

В фильме Макдоны потрясает исследование дружбы. С одной стороны, насколько поверхностной может оказаться связь самых близких людей. Угрюмый интроверт Колм ведь долгие годы находил что-то в общении с простаком Падриаком, который даже книг не читает (это видно по его разговорам с буквоедкой Шивон). Хотя нельзя сказать, что Колму не из кого было выбирать собеседника: по вечерам паб под пробку полон народом. А потом глядь: и под всей этой суетой нет ничего, кроме тысяч пустых стаканов.

С другой стороны, без привычного общения оба героя двигаются в сторону животных инстинктов, упрямой обидчивости, демонстративности и прочего деструктива. В жизни Падриака без болтовни с Колмом и без уезжающей с острова Шивон не остаётся буквально ничего значимого. В его доме по-хозяйски устраиваются дворовые животные, которых Шивон не уставала выгонять. А ему одному с ними – как с родными. Колм тоже не становится Декартом, прогнав Падриака. Жизнь, как ни банально, сложная штука, а у каждого важного решения есть множество последствий. Общение в пабе, вероятно, было не только лишь колодками, не дающими раскрыться таланту Колма. Да и как он дальше его раскроет, лишившись дома и пальцев?

Отдельная прелесть творчества Макдоны состоит в том, что у него почти нет назидательности, но есть прорва многозначительных поэтических пауз для собственных размышлений зрителя. В фильме ничего не говорится про детей или жён обоих главных героев. Были ли они когда-то, неизвестно. Вопрос повисает в воздухе: неужели и семья может стать воронкой, в которую улетает подлинная жизнь? Но Макдона тоже не даёт себя растащить, открыв новый смысловой фронт.

Кинофильм ведь не только рождает новые смыслы, он должен ещё и быть эстетически прекрасным. «Банши Инишерина» красив, как ирландская баллада. Крик банши – пугающего создания из местных мифов – предвещает смерть. Собственно, этот крик в музыке и пытается воспроизвести Колм. Для такой задачи необходимо своеволие, которое делает безжалостным не только художника, но и любого целеустремлённого человека. А каждый человек – это остров, о который бьются волны.